Как включить все оперативную память windows 7. Оперативная память доступна не вся: как задействовать ее полный объем

Сегодня я расскажу об ограничениях виртуального адресного пространства Windows и о том, как бороться с ошибками «Недостаточно памяти», возникающие у 32-битных программ и игр, когда объем используемой ими памяти достигает 2 Гигабайт. Несколько простых способов обойти это ограничение и заставить приложения использовать более 2ГБ памяти.

Архитектура x86

Все современные десктоп процессоры Intel или AMD (и не только) основаны на x86 архитектуре, которая была впервые реализована в процессорах Intel 8086, вышедших в 1978 году. Вплоть до Intel 80386 (i386) процессоры были 16-bit и могли использовать лишь до 16 MB ОЗУ. Вышедшие в 1985 году i386 процессоры стали 32-bit , что дает возможность адресации до 4 GB оперативной памяти (до 64 GB в режиме PAE, но при этом приложения могут использовать так же только до 4 GB).

Понятное дело, что в те годы 4 GB выглядело практически недостижимым. Но ничто не стоит на месте и со временем этого оказалось мало. В 2003 году компания AMD (ага, уже не Intel ) в своих новых процессорах линейки Opteron внедрила расширение x86-64 (другие названия: AMD64, Intel64, x64, EM64T). Это расширение имело ряд улучшений: 64 битные основные регистры, дополнительные регистры и расширение адресного пространства. Текущая реализация позволяет использовать до 256 TB виртуального адресного пространства, при теоретическом максимуме в 16 EB (ExbiByte — 2 64 байт ). Процессоры Intel поддерживают расширение x86-64 (AMD64) со старших моделей Pentium 4 (Prescott и далее).

x86 и x64 операционные системы

Применимо к ОС (Операционные Системы) используется обозначения x86 (в обиходе часто обозначается как x32 ) и x64 , являющиеся 32-разрядными и 64-разрядными соответственно. Их различие в том, что x64 поддерживают AMD64, давая возможность использовать его преимущества, а x86 его не поддерживает (и не использует). На практике это дает определенные особенности и ограничения.

  • 64-разрядная ОС требует процессора с поддержкой AMD64 (все современные процессоры от Intel или AMD )
  • 32- разрядная ОС может работать, как на процессоре с поддержкой AMD64, так и без нее (но такую древность еще найти нужно)
  • 64-разрядные приложения работают только на 64-разрядной ОС
  • 32-разрядные приложения полноценно работают и на x32 и на x64 ОС, но преимуществ AMD64 они использовать не могут

На данный момент идет постепенный отказ от x86 операционных систем в пользу x64. Например, серверные версии Windows, начиная с 2008 R2, выпускаются только 64-разрядными. То же Microsoft частенько грозят сделать и для новых десктопных версий, но пока не делают.

Ограничения виртуальной памяти в Windows

У каждой версии Windows есть определенные ограничения по использованию физической и виртуальной памяти (можно посмотреть по ссылке). И если ограничение физической памяти связано, скорее, с лицензированием, то с ограничениями виртуальной все немного сложней.

Нас же интересует только виртуальная память , так как именно с ней взаимодействуют приложения. Если не вдаваться в подробности, то технология виртуальной памяти позволяет каждому процессу иметь свою собственную память – адресное пространство, которое виртуально не пересекается с адресными пространствами других процессов. То есть приложение «считает», что память принадлежит только ему одному и может даже использовать больше имеющегося объема физической ОЗУ, а уже распределением и согласованием занимается ОС.

И так, для 32-разрядных Windows общее ограничение виртуальной памяти – 4 GB (как и для 32-разрядных процессоров). 64-разрядные имеют ограничение от 15 до 256 TB в зависимости от версии. Но, любая редакция Windows делит общее адресное пространство на две части: user mode (пользовательский режим) – память, доступная приложениям и kernel mode (режим ядра) – память, используемая системой. И, если на х64 приложениям достается 8 – 128 GB, то для x32 это всего лишь 2 GB (фактически ~1.7-1.8 GB). При достижении этого лимита, приложение выдаст ошибку и будет закрыто, или просто «вылетит» без каких либо предупреждений.


Как устроена память в Windows, подробно расписано в Марка Руссиновича.

Функция настройки памяти 4GT

Для Windows x86 существует официальный «костыль», позволяющий перераспределить виртуальную память, давая приложениям до 3 GB, при этом уменьшая системное пространство до 1 GB. Называется это 4-Gigabyte Tuning . Как это выглядит, продемонстрированно на следующей схеме (слева – по-умолчанию, справа – с применением 4GT):


Включается опция следующим образом:

Для Windows XP/2003 – добавлением ключа /3GB в файле Boot.ini


Для Windows Vista/7/8 – команда BCDEdit /set increaseuserva 3072 (Пуск > Стандартные (Start > Accessories ), правой кнопкой по Командная строка (Command Prompt ) – Запуск от имени администратора (Run as Administrator ), ввести и запустить команду).


Включение данной опции может привести к некорректной работе некоторых драйверов, программ или Windows в целом.

Флаг IMAGE_FILE_LARGE_ADDRESS_AWARE

Приложение сможет использовать свыше 2 GB виртуального адресного пространства, только если оно скомпилировано с параметром IMAGE_FILE_LARGE_ADDRESS_AWARE . Все 64-разрядные приложения по-умолчанию имеют этот параметр (в этом их суть), а вот 32-разрядные могут иметь его или не иметь – тут все зависит от программиста, который поставил эту опцию при компиляции или не поставил.

Этот флаг – это то, что нам нужно, чтобы заставить 32 битное приложение использовать больше 2 GB памяти. Запуск такого 32-bit приложения на Windows x32 с применением 4GT даст ему до 3 GB памяти (фактически ~2.8 GB), а на Windows x64 все 4 GB.

К счастью, выставить этот флаг для любого приложения можно самостоятельно . Для этого есть несколько способов.

Перед тем, как приступить убедитесь , что приложение, которое вы хотите изменить, в данный момент закрыто .

4GB Patch

Самый простой способ.

Для начала скачайте программу с сайта автора или отсюда:

После запуска 4gb_patch.exe откроется стандартное диалоговое окно «Открытие файла», где вам нужно указать.EXE файл, который вы собираетесь изменить.

Сразу после выбора файла появится окно программы, подтверждая успешную операцию. Далее вы можете изменить другой файл (нажав Another File ) или закрыть программу (нажав OK ).

Имейте в виде, что у программы нет обратного действия , поэтому в папке с изменяемым файлом она сохраняет его резервную копию с расширением .Backup .

CFF Explorer

Для тех, кто точно знает, что делает.

CFF Explorer – бесплатная и довольно мощная программа для работы с PE заголовками от автора 4 GB Patch . Скачать можно с сайта автора .

  1. Установив и запустив программу, открываем нужный.EXE файл.
  2. Переходим к пункту File Header .
  3. Щелкаем в правом нижнем углу появившейся таблицы (так и написано – Click here ).
  4. В открывшемся окне выставляем галочку напротив App can handle >2gb address space .
  5. Применяем и сохраняем файл.

Как видно, программа позволяет редактировать и другие параметры, имеет большое количество инструментов и даже встроенный дизассемблер.

Обратное действие – то же самое, с той разницей, что галочку мы убираем .

EDITBIN.EXE

Небольшая утилита EDITBIN.EXE , которая есть в комплекте Microsoft Visual Studio.

Действия следующие (запускается из командной строки):

Выставить: EDITBIN.EXE /LARGEADDRESSAWARE name.exe

Убрать: EDITBIN.EXE /LARGEADDRESSAWARE:NO name.exe

С помощью этого же параметра (/LARGEADDRESSAWARE) задается использование памяти для проектов Visual Studio.

Заключение

Суммируя вышесказанное – для того, чтобы 32-разрядное приложение могло использовать более 2 GB памяти должны быть соблюдены два условия .

Приветствую, дорогие читатели! К нашей огромной радости цены на комплектующие неуклонно ползут вниз, и сегодня 8 Гб оперативки на домашнем компе – не что‐то из ряда вон выходящее, а «программа‐минимум» для продвинутого геймера.

Однако пользователя может ожидать неприятный сюрприз: независимо от объема установленной ОЗУ и количества планок на компьютере, операционная система видит не всю оперативку.

Сегодня мы с вами разберем, почему не используется вся оперативная память и как с этим можно бороться.

32‐битные ОС

Для понимания сути проблемы следует немного вспомнить историю развития компьютерной техники. Не буду слишком сильно углубляться в детали и постараюсь дать краткую выжимку. На ПК, созданном еще в бородатом 1981 году, команды периферическим устройствам и обращение к оперативной памяти были совмещены. Соотношение объема адресного пространства, отводимого под ОЗУ и BIOS, было принято 5:3.

С появлением в 1985 году процессора 80386 разделение адресов осталось неизменным в целях совместимости с компьютерами‐предшественниками. Устройствам, использующим адресное пространство, выделили целый четвертый гигабайт. Тогда такая величина казалась заоблачной цифрой: сам Билл Гейтс, создатель Windows, заявлял, что 640 килобайт оперативки достаточно для каждого.

Такая архитектура на 32bit стала стандартом, по которому в течение последующих 20 лет развивалась оргтехника. В 32 битной Винде, независимо от объема установленной памяти, пользователю доступно только 3,25 Гб – все остальное отжирают системные ресурсы. Это наблюдается и на устаревшей, но кое‐где еще используемой «Хрюше», и на windows 7, и на windows 10.

То, что юзер может задействовать не весь объем памяти под свои нужды, устранено на 64bit версии Винды. Узнать версию Windows можно, найдя пункт «Компьютер» в меню «Пуск», кликнув по нему правой кнопкой мыши и выбрав «Свойства».

При этом учитывайте, что из‐за разницы в архитектуре, апгрейд с 32‐разрядной версии до 64‐разрядной невозможен: потребуется полная переустановка операционной системы. Драйвера для всех устройств также придется найти 64‐битные.

Аппаратная проблема

Может случиться и так, что компьютер попросту не видит одну из двух установленных планок оперативки. Для устранения проблемы можно поэкспериментировать со слотами, в которые эти планки установлены. Часто достаточно попросту поменять модули местами или установить их в другие слоты.

Также может помочь протирание контактов ОЗУ медицинским или техническим спиртом. Если этой жидкости нет под рукой, можно протереть их обычной канцелярской резинкой. Если же модули установлены неправильно, запустится мастер диагностики. Придется установить ОЗУ в правильное положение.

Настройки конфигурации

При возникновении ситуации, когда пользователь не шаманил с аппаратной частью, но стала недоступна часть оперативной памяти, необходимо выполнить такой алгоритм:

  • Ввести в строке поиска msconfig и запустить найденный файл;
  • В открывшемся окне перейти во вкладку «Загрузка» и выбрать пункт «Дополнительные параметры»;
  • В следующем окне убрать флажок «Максимум памяти».

Сохранив изменения, выполните перезагрузку компьютера и проверьте, сколько памяти теперь используется. Метод работает независимо от поставленных перед компьютером задач – при выполнении программы или в игре. Обычно в современных играх не предусмотрены настройки, сколько оперативки разрешено им использовать, и по сути они являются теми же программами.

И я в очередной раз акцентирую ваше внимание на том, что при самостоятельной сборке компьютера ориентируйтесь на стандарт DDR4. О том, как и , вы можете узнать перейдя по ссылке.

Большинство специалистов в области оптимизации операционных систем семейства Windows одной из самых главных проблем этих ОС называют невозможность использования полного объема ОЗУ, установленного на компьютере, причем вне зависимости от архитектуры (32 или 64 бита). Система либо не распознает память выше определенного лимита (обычно это 4 Гб в 32-битных ОС), либо видит память, но работать с ней не может. О том, как задействовать всю оперативную память, далее и будет рассказано. Но сразу следует предостеречь всех пользователей, что применять некоторые приводимые ниже решения можно только на свой страх и риск.

Как узнать задействованную оперативную память?

И для начала давайте посмотрим, как узнать полный установленный и используемый в данный момент объем ОЗУ. Если посмотреть на раздел свойств системы, вызываемый через меню ПКМ на значке компьютера на «Рабочем столе» или в «Проводнике», сразу же можно заметить, что в описании указан и весь объем, и доступный. Почему доступный размер меньше? Да только потому, что в любом случае система часть оперативной памяти использует под свои нужды (для процессов, как раз и обеспечивающих функционирование самой ОС).

Точно так же просто можно обратиться к системному монитору в «Диспетчере задач», если перейти на вкладку производительности. Однако ситуаций с невозможностью задействования всего объема может быть две:

  • система не видит объем выше 4 Гб;
  • общий объем определяется, но использоваться не может.

Ограничения 32-битных систем

Конечно, если на компьютере установлена операционная система с архитектурой 32 бита, все проблемы можно было списать исключительно на ее разрядность, ведь такие модификации Windows с объемами памяти выше 4 Гб работать просто «не приучены» изначально. Поэтому единственно правильным решением для исправления ситуации станет самая обычная замена системы х86 (32 бита) на 64-разрядную.

Но ведь иногда можно встретить и случаи, когда в той же Windows 7 х86 память 8 Гб видна, а доступным оказывается размер до 4 Гб. А вот это как раз и связано с ограничениями, которые подразумевает 32-битная архитектура. Впрочем, ситуация может быть еще банальнее, поскольку и материнская плата не всегда дает разрешение на использование полного объема ОЗУ. Чтобы не менять «железо», можно обратиться к некоторым скрытым программным инструментам, которые помогут решить такую проблему если не в полной мере, то хотя бы частично.

Как задействовать всю оперативную память в Windows любой версии?

Итак, первым делом необходимо запустить конфигуратор системы, вызываемый командой msconfig, но обязательно с правами администратора. Если в консоли «Выполнить» такой пункт отсутствует, сначала необходимо активировать «Диспетчер задач», а затем, используя файловое меню, задать выполнение новой задачи, вписать указанную команду и отметить пункт создания задачи с правами администратора. Как задействовать всю оперативную память, вне зависимости от архитектуры?

Для этого в конфигураторе следует перейти на вкладку загрузки, нажать кнопку дополнительных параметров, а в появившемся окне настроек снять флажок с пункта использования максимума памяти, в поле которого наверняка будет указано значение ниже полного объема ОЗУ. Этот пункт целесообразно активировать только в том случае, если производится включение всех ядер процессора, когда для каждого ядра и указывается максимальный размер памяти.

Действия в BIOS

Теперь давайте посмотрим, как задействовать всю оперативную память (снять лимит ограничения), используя для этого настройки первичной системы ввода/вывода BIOS. Иногда это тоже помогает, хотя, как уже, наверное, понятно, разрядность установленной операционной системы здесь также не учитывается.

В меню разделов необходимо найти параметр, содержащий что-то вроде RAM Remapping (over 4 Gb) или Memory Hole, и активировать его, выставив для него значение Enabled. Если такого пункта в настройках нет, по всей видимости, версия BIOS изменение таких опций не поддерживает. Однако получить к ним доступ можно за счет установки обновленной прошивки для самой первичной системы. Но без специальных знаний заниматься такими вещами самостоятельно не рекомендуется, поскольку последствия могут быть совершенно непредсказуемыми.

Пропатчивание системных файлов

Наконец, рассмотрим решение, касающееся именно систем с архитектурой х86. Как раз о его использовании на свой страх и риск было сказано в самом начале. Для того чтобы обойти ограничения и задействовать оперативную память в 32-битных ОС Windows, можно воспользоваться утилитой ReadyFor4GB, которая подходит и для случаев, когда система более 4 Гб не видит, и для ситуаций, когда полный объем памяти определяется, но использовать его не представляется возможным.

После старта программы путем запуска от имени администратора одноименного исполняемого файла формата EXE из папки самого портативного приложения последовательно нажать кнопки Check и Apply. После этого появится сообщение, в котором нужно дать согласие на установку патча для файла ntkrnlpa.exe, нажав соответствующую кнопку (при этом будет сохранен файл ntkr128g.exe). Теперь из той же папки следует запустить файл сценария AddBootMenu.cmd (опять же, от имени администратора), а затем нажать клавиши «Y» и «Ввод». По завершении выполнения скрипта остается закрыть командную консоль, выполнить аналогичные действия с файлом RemoveWatermarkX86.exe и перезагрузить компьютер. Если в процессе рестарта появится меню «Диспетчера загрузки», в нем нужно выбрать строку для системы Microsoft Windows .

Соответствующая запись появится и в конфигураторе. Проверить доступную и используемую оперативную память можно через обычный раздел свойств компьютера.

Примечание: если с установкой патча в Windows 7 возникли проблемы, возможно, сначала в разделе программ и компонентов придется удалить системные пакеты обновлений (KB) с номерами 3147071, 3146706 и 3153171, задать повторный поиск обновлений и исключить указанные апдейты из списка установки.

Заключение

Как задействовать всю оперативную память, думается, немного понятно. Остается добавить, что вышеописанные методы более ориентированы именно на 32-битные системы, поскольку в Windows с архитектурой 64 бита появление таких ситуаций встречается нечасто, а настройки, установленные по умолчанию, обычно таковы, что предпринимать какие-то дополнительные действия не нужно. Если уж на то пошло, для освобождения дополнительного объема ОЗУ уберите ненужные элементы из раздела автозагрузки или отключите неиспользуемые службы и компоненты системы.

Понятно.
Посмотрел спецификацию процессора своего старого компьютера на сайте intel — про него там написано:
Instruction Set 32-bit
http://ark.intel.com/products/27438/Intel-Pentium-4-Processor-2_40-GHz-512K-Cache-533-MHz-FSB

А вообще, почитал в инете ещё по этой теме — пришёл к выводу, что для того, чтобы Windows увидела и начала использовать 4 Гб оперативной памяти — недостаточно одного только софта. То есть даже серверные версии Windows, в которых есть полноценный PAE (и хоть какие патчи туда устанавливай) — всё равно не смогут взаимодействовать со всей памятью, если чипсет в материнской плате не имеет дополнительных линий для взаимодействия с памятью. Т.е. для того, чтобы всё это заработало — помимо программной поддержки необходима ещё и аппаратная. Вот опять же на примере своего старого компа — там мат.плата на чипсете i945 — в инструкции к материнке заявлено, что памяти можно поставить до 4-х Гб. Но на деле — чего не придумывай, всё равно использовать все 4 Гб полностью там невозможно. Можно сказать, чипсет 32-х битный и он никак не сможет воспринимать адреса более 2^32 (это 4 Гб), т.е. физически в микросхеме нету столько ячеек для записи адреса или чего там, нет столько линий на плате… А поскольку всё общее адресное пространство (32-битное получается) уходит не только на оперативную память, но также и на все устройства — видео, звук там, контроллеры всякие и т.п. — то определённая часть оперативки остаётся без адресов и система не может с ними взаимодействовать. Получается, чтобы задействовать все 4 Гб памяти на 32 бит чипсете — нужно, чтобы на плате больше не было ничего кроме процессора, памяти и чипсета — никакого другого оборудования. Но зачем тогда такая система может быть нужна? :-)
А вот, к примеру, уже на чипе G31 (вроде) есть дополнительные 4 линии для работы с памятью, адресное пространство увеличивается до 2^(32+4) = 2^36, то есть до 64-х Гб (хотя тут тоже на самом деле получится не 64, а 64 минус объём адресного пространства, которое займёт оборудование).

В общем в итоге получается, что для того, чтобы Windows взаимодействовала со всей памятью нужно, чтобы
1. Набор микросхем мат. платы физически позволял использовать адресное пространство больше 32-х бит.
2. Набор микросхем мат. платы умел делать «переадресацию памяти» (memory mapping) — это когда ячейкам памяти с адресами, которые заняты оборудованием — присваиваются другие свободные адреса из пространства выше первых 32 бит
3. Операционная система умела использовать эту фичу мат. платы (на сколько я понял, умение ОС использовать эту фичу мат. плат — называется PAE — Physical Address Extensions).

Ну и вывод (почему у многих не работает) — вывод мой и, возможно, я ошибаюсь.
Этот патч, описанный в статье — это только третий пункт из перечисленных выше — программный. Но если физически плата не имеет дополнительных линий и не умеет делать переадресацию памяти — то ничего и не может заработать.

Твитнуть

Существует целый ряд программ, по сути своей шарлатанских. Все они обещают чудодейственный прирост скорости компьютера благодаря освобождению места в оперативной памяти компьютера. Чтобы понять, почему это бесполезно и даже вредно, для начала надо разобраться - что такое вообще оперативная память?

Что такое оперативная память и зачем она нужна?

Оперативная память (или RAM - R andom A ccess M emory, или ОЗУ - О перативное З апоминающее У стройство) - энергозависимая память, используемая для временного хранения команд и данных, необходимых для вычислений, которые делает процессор (или процессоры) компьютера. Более точно и подробно об этом рассказано в Википедии , а я сосредоточусь на собственно проблеме свободного места в оперативной памяти.

Примечание: я рассказываю максимально упрощенно, опуская множество терминов и особенностей, оставляя только самую суть, требуемую в контексте моей заметки.

RAM нужна процессору для быстрого доступа к данным, что жесткий диск никак обеспечить не может. Поэтому программа при запуске загружается в оперативную память - только так компьютер может делать вычисления, гоняя данные к процессору из оперативной памяти и обратно.

В Windows запущенные программы физически могут располагаться не только «в платах оперативной памяти», но и на жестком диске в файле pagefile.sys. Этот файл называется «файлом подкачки» или «свопом» (от англ. swap).

Идея такова: если программа занимает много памяти, ее часть выгружается на жесткий диск в файл подкачки, освобождая «жизненное пространство» для других программ, а в случае надобности данные загружаются обратно в оперативную память.

Проблема заключается в том, что разница в скорости между оперативной памяти и жестким диском огромна . Наглядно это можно продемонстрировать так:

Чтобы в файл подкачки сбрасывались только ненужные данные, в Windows работает Менеджер памяти. Работает вполне успешно, благодаря чему на компьютере с 512 Мб ОЗУ можно запускать программы, занимающие более гигабайта памяти. Типичный пример - современные версии Adobe Photoshop, 3DS Max и многие другие программы для сложных вычислений. Конечно, при таком малом количестве оперативной памяти программы будут сильно тормозить, однако работать в них худо-бедно, но возможно.

Что же делают оптимизаторы памяти?

Проведу аналогию с лекарствами для снятия симптомов - они не лечат причину, только облегчают симптомы. Если человек болеет гриппом, избавление от насморка не вылечит его. Если компьютер тормозит и свободной памяти мало - он тормозит не из-за занятой памяти, но из-за чересчур ресурсоемкой программы или, например, перегрева.

Все оптимизаторы обязательно показывают размер свободного места в оперативной памяти. Причем зачастую с красными буквами и предупреждениями о том, что это негативно сказывается на скорости компьютера. Что, вообще-то, неправда. Если программе нужна вся оперативная память - значит, это требуется для дела (расчетов) и работать быстро она будет только в том случае, если ей дадут места столько, сколько попросит.

Типичный пример программ, требующих большие объемы ОЗУ - игры. Если игре требуется 2 гигабайта оперативной памяти - с этим ничего поделать нельзя. Без требуемого объема RAM играть будет проблематично из-за низкой частоты кадров - игра будет тормозить из-за того, что часть данных будет располагаться на медленном файле подкачки. Оптимизаторы оперативной памяти создают такой же негативный эффект - после освобождения памяти программам выделяется памяти меньше, чем им того требуется, из-за чего опять-таки начинаются «тормоза».

Замечание №1: Я не утверждаю, что частота кадров в играх напрямую зависит от объема оперативной памяти. Установив больше оперативной памяти в компьютер, удастся повысить производительность только в тех программах, где действительно важен объем ОЗУ без оглядки на другие более важные параметры: частота процессора, характеристики видеокарты, частота оперативной памяти, скорость жесткого диска и т.д.

Замечание №2: С программами случаются ошибки под общим названием «утечка памяти «, когда программа беспричинно «разрастается» и занимает всю память без надобности, но в таком случае надо требовать от разработчиков этой программы исправления ошибки, а не освобождать память оптимизаторами.

Как работают оптимизаторы памяти

Программы оптимизации памяти (названия у них могут быть разные - SuperRAM, FreeMemory, Memory Management SuperProMegaEdition и т.п.) могут освобождать память несколькими способами, но все они завязаны на принципе обмана Менеджера памяти Windows:

  1. Программа вызывает специальную функцию EmptyWorkingSet(), которая заставляет все программы как можно больше выгрузить «себя» в файл подкачки.
  2. Программа начинает бесконтрольно разрастаться в памяти, сообщая Менеджеру памяти Windows о том, что ей это нужно для дела (я говорю метафорами, но вообще-то дело обстоит именно так), в результате чего Менеджер памяти выбрасывает как можно больше программ на жесткий диск в файл подкачки.

Итог всегда один: программы начинают тормозить, зато циферка свободного места в оперативной памяти зеленого цвета и программа оптимизации памяти говорит, что все хорошо. В итоге пользователь радуется, открывает окно со свой любимой программой и… ждет. Потому что его любимая программа начинает сильно тормозить. Так будет до тех пор, пока программа не вернет «себя» в оперативную память из файла подкачки. В итоге оперативная память снова заполняется, индикатор свободного места снова сообщает о занятости памяти, пользователь злится, запускает очистку памяти и все происходит по второму (третьему, пятому, десятому) кругу.

Обратного эффекта - чтобы программа заняла всю оперативную память якобы для быстрой работы - добиться не удастся. Слово «якобы» я употребил потому, что в идеальном случае (когда памяти достаточно) программы берут столько памяти, сколько им нужно и мешать этому процессу нельзя . Вмешаетесь в процесс - получите тормоза, вызванные частым обращением к файлу подкачки.

Еще один печальный момент: оптимизаторы памяти не могут выгрузить из оперативной памяти ненужные программы. Их «ненужность» определяем мы сами, в компьютере все устроено иначе. В файл подкачки выгружаются все программы без разбора.

Вывод №1: освобождение оперативной памяти оптимизаторами идет только во вред и снижает производительность.

Вывод №2: нельзя судить о скорости работы программы по тому, сколько места она занимает в оперативной памяти.

Вывод №3: если программа занимает много места в оперативной памяти, значит - она оперирует большими объемами данных. Помочь ей «думать» быстрее можно только увеличив объем оперативной памяти, т.е. поставив в компьютер побольше плат ОЗУ. Но это не поможет, если остальные характеристики ПК не соответствуют требованиям.

Чтобы не быть голословным, вот ссылка на аналогичные выводы с объяснением работы Менеджера памяти Windows: сюда.

Как надо оптимизировать память?

Самый очевидный способ повысить производительность компьютера - закрыть ненужные программы. Второй - установить побольше планок (плат) оперативной памяти, чтобы программы «чувствовали себя более вольготно» и работали пошустрее. Других способов ускорения компьютера, непосредственно связанных с оперативной памятью, нет.

Еще раз повторюсь: оптимизаторы памяти - бред с целью заработать деньги на доверчивых пользователях. Такой же глупостью является и подстройка «скрытых настроек памяти» в Windows, так как там все уже настроено наиболее оптимально после тестирования на большом количестве компьютеров. Специфичные моменты бывают, но к домашним компьютерам это не относится.

О свободной оперативной памяти в Windows Vista, 7, 8, 10

На форумах я часто вижу возмущенные крики (цитирую): «Поставил Windows 7 (8, 10), посмотрел Диспетчер задач, а там говорится, что занято полтора гигабайта или вся оперативная память! Windows 7 (8, 10) жрет очень много памяти! »

На самом деле все обстоит совсем не так и причин возмущаться нет. Совсем наоборот: в современных операционных системах свободная память отводится под кэш. Это происходит преимущественно благодаря функции SuperFetch. Благодаря кэшу программы запускаются быстрее, так как вместо обращения к жесткому диску данные загружаются из оперативной памяти (см. картинку выше, разница в скорости работы жесткого диска и ОЗУ написана жирным шрифтом). Если какой-то программе понадобиться больше оперативной памяти - кэш моментально сократит свой размер, уступив ей место. Подробнее об этом написано на Хабрахабре .

Выводы:

  1. Память очищать не нужно, потому что каждый байт объема используется максимально эффективно .
  2. Забудьте про оптимизаторы памяти - они не оптимизируют ничего, мешая работе кеша и прочим функциям Windows.
  3. Если занято много оперативной памяти сразу после включения компьютера - это абсолютно нормально и не является причиной медленной работы программ. Конечно, если автозагрузка забита десятком-другим программ, которые и занимают эту самую память, заодно нагружая процессор и эксплуатируя жесткий диск, тормозить будет обязательно. С такими программами нужно бороться, удаляя их или убирая из автозагрузки, а не очищать память оптимизаторами.

Также существует миф, что при использовании Windows Vista, 7, 8 и 10, кэш мешает программам. Якобы «когда программе нужно больше оперативной памяти, оказывается, что она забита кэшем, возникают тормоза». На самом деле это неправда. Кэш улетучивается мгновенно и программе сразу становится доступен нужный объем оперативной памяти.

Изменение размера файла подкачки, его перемещение или отключение

Тоже довольно распространенные, в некотором роде вредные, советы. Об этом есть хорошая статья на Хабрахабре. Я лишь приведу наиболее важные выводы той статьи, добавив свои, из личного опыта:

  1. Изменять размер файла подкачки нет особого смысла. Теоретически, в идеале надо выставить размер файла подкачки не больше того, который требуется запущенным программам, но проблема в том, что даже если вы используете одни и те же программы одних и тех же версий день ото дня, ситуации бывают разные (вы можете запустить в браузере одну вкладку, а можете сотню, каждую с открытой игрой на Flash) и требования к доступной памяти будут разные - предполагаемый «идеальный» размер файла подкачки будет меняться от минуте к минуте. Поэтому смысла изменять размер файла подкачки нет, так как «идеальный размер» файла подкачки меняется постоянно. Проще оставить тот размер, который определила система, и не морочить себе голову.
  2. Если отключить файл подкачки на системном разделе (при этом файл подкачки может использоваться на других разделах), не будет работать дамп памяти при ошибках BSOD. Поэтому, если система будет показывать «синий экран смерти», для выявления причины сбоя придется сначала включить файл подкачки на системном разделе, затем ждать повторения сбоя. Есть только одна ситуация, когда целесообразно отключать файл подкачки на системном диске (лишаться возможности диагностики) и включать на другом - если в компьютере установлено два и более физических жестких диска. Перемещение файла подкачки на другой физический диск может снизить количество подтормаживаний из-за распределения нагрузки на диски.
  3. Отключение файла подкачки (полное, т.е. на всех дисках) вызовет проблемы и вылеты ресурсоёмких программ. Вы не поверите, но даже сейчас, когда в домашнем ПК установлено в среднем 16 Гб RAM, встречаются программы, которым требуется больше. Лично я сталкивался с проблемами при рендеринге сложных сцен с помощью V-Ray и при работе в программе GIMP - эти программы довольно прожорливы по части доступной памяти и закрываются при её нехватке.
    Примечание: очевидно, что программы обычно не пишут данные в файл подкачки сами, за них это делает ОС (но бывают исключения). Как бы то ни было, отключенный файл подкачки нельзя рассматривать как часть нормального режима работы компьютера.
  4. Перемещение файла подкачки на RAM-диск (очень быстрый виртуальный диск, находящийся в оперативной памяти) нецелесообразно .
    Во-первых , и это самое главное, при запуске Windows RAM-диск может инициализироваться позже того момента, когда системе понадобится файл подкачки. Из-за этого может случиться что угодно - от BSOD до спонтанных подтормаживаний системы (столкнулся с перечисленным, когда проверял эту идею).
    Во-вторых , размер такого файла подкачки будет небольшой - память-то не резиновая. Возникает выбор - либо нехватка ОЗУ при большом файле подкачки в памяти, либо глюки программ при нехватке места в маленьком файле подкачки. Золотой середины нет, т.к. компьютер может выполнять совершенно разные задачи.
    Исключение, когда можно создать большой файл подкачки на RAM-диске - если у вас 16 Гб ОЗУ и больше. Однако при таком объеме ОЗУ файл подкачки почти не используется, пропадает смысл держать его в оперативной памяти.
    В-третьих , это просто бессмысленно, потому что своп нужен для расширения виртуальной памяти за счёт жёсткого диска или SSD.

Очистка файла подкачки

В файле подкачки pagefile.sys может храниться разнообразная информация конфиденциального характера - например, картинки из недавно открытых в браузере страниц. Это нормальный процесс, обусловленный особенностями работы программ в Windows. При желании можно включить очистку файла подкачки при выключении компьютера . Однако производительности этот твик никоим образом не прибавит, наоборот - серьезно замедлит выключение и перезагрузку компьютера.

Если вы не работаете с конфиденциальными данными, лучше не включать очистку pagefile.sys.

Доступность более 4 Гб оперативной памяти в Windows

Интернет буквально завален рассуждениями пользователей о том, почему в битной Windows доступно 3,5 Гб оперативно памяти вместо, например, установленных 4 Гб. Было придумано множество теорий, мифов, легенд. Например, считают, что это ограничение, сделанное Microsoft, которое можно снять. На самом деле это отчасти правда - принудительное ограничение действительно есть. Только снять его нельзя. Это обусловлено тем, что в 32-разрядных системах драйвера и программы могут нестабильно работать при использовании системой больше четырех гигабайт оперативной памяти. Для 64-битных Windows драйвера тщательнее тестируют, вышеупомянутого ограничения там нет.

В 32-битной Windows доступно только 4 Гб оперативной памяти, в 64-битной такого ограничения нет и доступно гораздо больше оперативной памяти - до 192 Гб.

Но не все так просто. Windows 7 Начальная (Starter) (и ее аналог у Vista) не видит больше 2 Гб оперативной памяти. Это тоже ограничение, только не по причине нестабильно работающего софта. Дело в том, что Windows 7 Начальная распространяется исключительно на маломощных нетбуках, по факту практически бесплатно, поэтому необходимо было дистанцировать ее от более дорогих изданий: Домашней базовой, Домашней Расширенной, Максимальной и т.д. Часть ограничений Windows 7 Starter можно снять , но только не ограничение на два гигабайта оперативной памяти.

Что касается остальных 32-битных изданий Windows XP, Vista, 7 и Windows 8/10: на практике пользователю доступно еще меньше - 3,5 Гб. Все дело в том, что драйвера тоже имеют свои адреса, которые лишают программы Windows доступа к части памяти в 512 мегабайт. Существует патч, позволяющий «задвинуть» такие адреса за пределы четырех гигабайт, чтобы система стала использовать все 4 Гб оперативной памяти, но это практически не имеет смысла:

  • Как я писал выше, драйвера и программы не смогут корректно работать после такого патча, так что система может начать зависать, выдавать ошибки, т.е. вести себя непредсказуемо.
  • Даже если в компьютере будет установлено плат оперативки на 8, 16, 32 Гб или больше - это никак не поможет их задействовать в 32-битном режиме операционной системы.

Какой смысл от доступности дополнительных 512 Мб оперативной памяти, если система станет нестабильной? Вот наглядный пример . Все равно придется ставить 64-битную Windows.

То, что видно 4 Гб оперативной памяти, не значит, что ее можно эффективно использовать. Проблема в том, что 32-битная Windows не может грамотно выделить процессу (программе) более 2 Гб физической оперативной памяти. Об этом многие забывают - и зря. Неважно, сколько оперативной памяти в компьютере, если программе нельзя дать больше 2 Гб ОЗУ. Пример: если пользователь работает в 32-битной Windows с Photoshop на компьютере с 4 Гб оперативной памяти - Фотошоп сможет задействовать всего лишь два гигабайта максимум, остальные данные скинет в файл подкачки и начнет тормозить. С играми то же самое.

На самом деле, только в 64-битной операционной системе программы могут задействовать весь потенциал оперативной памяти объемом больше двух гигабайт. И то не все, а только рассчитанные на использование больше 2 Гб ОЗУ. Ситуацию опять-таки можно исправить с помощью соответствующих патчей в 32-битной Windows, но это работает далеко не со всеми программами. Повторюсь: только 64-битная Windows и 64-битные программы, запущенные в ней - единственный выход задействовать весь потенциал большого объема ОЗУ.

Между тем, с серверными версиями Windows ситуация иная: там доступны гораздо большие объемы оперативной памяти даже в 32-битных версиях ОС. Почему так происходит, рассказано в статье Преодолевая границы Windows: физическая память от Марка Руссиновича.

Подводим итоги

  • Оптимизаторами оперативной памяти пользоваться нельзя.
  • Трогать настройки памяти - тоже, даже если в программе есть множество подсказок, дающих ощущение контроля над ситуацией.
  • Свободная оперативная память в Windows Vista/7/8/10 используется во благо, лучше не трогать этот функционал - все хорошо работает, улучшить практически ничего нельзя.
  • Если у вас тормозит компьютер, то это скорее всего не из-за занятой памяти (она занята полезным кешем), а из-за , либо большого количества запущенных программ или одной программы, которая все «забирает» себе.
Windows