Моделирование и Формализация
Моделирование
Моделирование – метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Т.е. исследование объектов путем построения и изучения моделей
Понятие о модели
Модель –
Модель сохраняет наиболее важные характеристики и свойства оригинала.
Модель «копирует» реальный объект.
Модель – любой аналог, образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, символ, формула, чертёж, график, план, карта, таблица и т.п.) какого-либо объекта исследования.
Один и тот же объект может иметь множество моделей , а разные объекты могут описываться одной моделью .
Примеры моделей
Модель необходима для того, чтобы:
- понять, как устроен реальный объект: какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;
- научить управлять объектом или процессом: определить наилучшие способы управления при заданных целях и критериях (оптимизация );
- прогнозировать прямые или косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект.
Формы представления моделей
Классы моделей
Предметные (материальные) – воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, макеты зданий и т.д.)
Информационные – представляют объекты и процессы в образной и знаковой форме
Классификация моделей по области использования
Учебные модели – используются при обучении
Научно - технические - создаются для исследования процессов и явлений
Опытные – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик
Игровые – репетиция поведения объекта в различных условиях
Имитационные – отражение реальности в той или иной степени (это метод проб и ошибок)
Формализация
Формализация – процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков.
С помощью формальных языков строятся формальные информационные модели (математические, физические, логические и др.)
физической
информационной
1 вопрос
1 вариант
2 вариант
А) предметная модель
Б) информационная модель
2 вопрос
К какому классу относится модель на рисунке?
1 вариант
2 вариант
А) предметная модель
Б) информационная модель
А) информационная модель
Б) предметная модель
3 вопрос
1 вариант
некоторое упрощенное подобие реального объекта, который отражает существенные особенности (свойства) изучаемого реального объекта, явления или процесса
2 вариант
А) модель
Б) моделирование
В) формализация
А) формализация
Б) моделирование
В) модель
4 вопрос
Даны определения, выберите верный ответ
1 вариант
2 вариант
некоторое упрощенное подобие реального объекта, который отражает существенные особенности (свойства) изучаемого реального объекта, явления или процесса
А) формализация
Б) моделирование
А) модель
Б) моделирование
В) модель
В) формализация
5 вопрос
Даны определения, выберите верный ответ
1 вариант
2 вариант
метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей
процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков
А) формализация
Б) моделирование
А) модель
Б) моделирование
В) модель
В) формализация
6 вопрос
1 вариант
2 вариант
А) образные модели
Б) смешанные модели
А) смешанные модели
Б) образные модели
В) знаковые модели
В) знаковые модели
7 вопрос
На картинках изображены информационные модели, к какой форме они относятся?
1 вариант
2 вариант
А) образные модели
Б) смешанные модели
А) смешанные модели
Б) образные модели
В) знаковые модели
В) знаковые модели
8 вопрос
Вставьте пропущенное слово
1 вариант
Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться ………….. моделью
2 вариант
А) множество
Один и тот же объект может иметь …………… моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью
А) множество
Ответы:
1 вариант
2 вариант
№ вопроса
№ вопроса
Правильный ответ
Правильный ответ
Шкала оценок
оценка
Число правильных ответов
Системный подход в моделировании
Понятие о системе
Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы.
Важным признаком системы является ее целостное функционирование.
Состояние системы характеризуется ее структурой , то есть составом и свойствами элементов, их отношениями и связями между собой.
Классификация моделей по фактору времени:
Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития системы
Статические – модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (рост учеников класса в день исследования)
Дискретные (рост учеников класса за 10 лет, алгоритмы)
Непрерывные (измерение атмосферного давления в течение дня)
Типы информационных моделей
Табличные
Иерархические
Сетевые
Табличные информационные модели
В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещен в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы
Иерархические информационные модели
В иерархической информационной модели объекты распределены по уровням.
Каждый элемент
более высокого уровня может состоять из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня.
Сетевые информационные модели применяются для отражения систем со сложной структурой, в которых связи между элементами имеют произвольный характер.
Статическая
Динамическая
Выполнила:
Ашурова О.А.
преподаватель информатики
Цели:
дать учащимся общее представление о формализации объекта;
сформировать понятие формализации;
развить исследовательскую компетентность учащихся при формализации модели, логическое мышление, расширить кругозор;
развить познавательный интерес, воспитать информационную культуру.
Программно-дидактическое обеспечение
ЭВМ типа IBM , операционная система Windows , ППП MS Office XP и выше,
Презентация Формализация . pps .
Теоретический материал
Формализация как важнейший этап моделирования
Слайд №1
В своей деятельности - художественной, научной, практической - человек очень часто создает некоторый образ того объекта (процесса или явления), с которым ему приходится или придется иметь дело, - модель этого объекта. Создание этого образа всегда преследует некую цель. Модель важна не сама по себе, а как инструмент, облегчающий познание или наглядное представление.
В процессе познания окружающего мира и общения мы сталкиваемся с формализацией почти на каждом шагу: формулируем мысли, оформляем отчеты, заполняем всевозможные формуляры и формы, преобразуем формулы. При изучении нового объекта сначала обычно строится его описательная информационная модель на естественном языке, затем она формализуется, то есть, выражается с использованием формальных языков (математики, логики и др.).
Таким образом, прежде чем построить модель объекта (явления, процесса), необходимо выделить составляющие его элементы и связи между ними (провести системный анализ) и «перевести» (отобразить) полученную структуру в какую-либо заранее определенную форму - формализовать информацию.
Слайд №2
Формализация - это процесс выделения и перевода внутренней структуры предмета, явления или процесса в определенную информационную структуру - форму. Моделирование любой системы невозможно без предварительной формализации. По сути, формализация - это первый и очень важный этап процесса моделирования.
Формализация - это замена реального объекта или процесса его формальным описанием, т. е. его информационной моделью.
Слайд №3
Построив информационную модель, человек использует ее вместо объекта-оригинала для изучения свойств этого объекта, прогнозирования его поведения и пр. Прежде чем строить какое-то сложное сооружение, например мост, конструкторы делают его чертежи, проводят расчеты прочности, допустимых нагрузок. Таким образом, вместо реального моста они имеют дело с его модельным описанием в виде чертежей, математических формул. Если же конструкторы пожелают воспроизвести мост в уменьшенном размере, то это уже будет натурная модель - макет моста.
Слайд №4
Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей. В истории науки известны многочисленные описательные информационные модели; например, гелиоцентрическая модель мира, которую предложил Коперник, формулировалась следующим образом:
Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца;
орбиты всех планет проходят вокруг Солнца.
Слайд №5
С помощью формальных языков строятся формальные информационные модели (математические, логические и др.). Одним из наиболее широко используемых формальных языков является математика. Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями. Язык математики является совокупностью формальных языков.
Слайды №6-8
Язык алгебры (алгебры высказываний) позволяет формализовать функциональные зависимости между величинами. Так, Ньютон формализовал гелиоцентрическую систему мира, открыв законы механики и закон всемирного тяготения и записав их в виде алгебраических функциональных зависимостей. В школьном курсе физики рассматривается много разнообразных функциональных зависимостей, выраженных на языке алгебры, которые представляют собой математические модели изучаемых явлений или процессов.
Язык алгебры логики позволяет строить формальные логические модели. С помощью алгебры высказываний можно формализовать (записать в виде логических выражений) простые и сложные высказывания, выраженные на естественном языке. Построение логических моделей позволяет решать логические задачи, строить логические модели устройств компьютера (сумматора, триггера) и так далее.
В энциклопедическом словаре приведена следующая трактовка этого понятия: «Формализация - это представление и изучение какой-либо содержательной области знаний (научной теории, рассуждения, процедур поиска и т. п.) в виде формальной системы или исчисления.
Слайд №9
В контексте моделирования под формализацией будем понимать процесс перевода описания задачи в общем виде (общей формулировки задачи) на язык формального представления, с тем чтобы создать компьютерную модель и исследовать ее. С точки зрения обработки информации следует определить исходные данные (что необходимо обрабатывать) и описать правила обработки (как обрабатывать).
Слайд №10
Формализация - один из главных инструментов математики. Т.к. математика оперирует реально несуществующими сущностями, абстрактными понятиями, описывает законы, теоремы, правила, гипотезы и прочее, то без соглашений о представлении всего этого здесь невозможно обойтись.
«Свойства объекта» - Способность тканей изменять свой цвет в зависимости от состояния. ... Полностью или частично электропроводная структура Объекта. Новые функции Объекта. Новые возможности Объекта. 5. А.В. Кислов, А.Б. Ильичев, И.А. Новиков. Измерение импеданса тканей.
«Объект-модель» - Заключение. Технические характеристики. Автоматическое построение связей между объектами и замена формальных соседей фактическими. Простое использование формата METIS для такого описания. Счет на основе “рабочего множества” объектов. Результаты счета, оценка эффективности. Стандарты для достаточно широкого класса случаев отсутствуют.
«Этапы моделирования» - III Этап Компьютерный эксперимент. II этап. Компьютерный эксперимент. IV этап. II этап Разработка модели. Описание задачи. Цель моделирования. Разработка модели. III этап. Этапы моделирования. 1этап постановка задачи. I Этап. Информационная модель. Анализ результатов моделирования. Компьютерная модель.
«Моделирование и формализация» - Взаимодействие. Среда. Виды моделей: 1.субъект-объект- сущность. Соответствие (подобие). Модель ограниченного роста. Виды моделей: 2.субъект-объект- степень формализации. Словесное описание. Внешний вид. (Системы и структуры данных). Формализованные. Цель. ОБЪЕКТ моделирования. Частично формализованные.
«Типы информационных моделей» - Графические модели. Чертеж. ToC. Примеры графических информационных моделей: График изменения температуры. Пример таблицы «объект-свойство». Время. Граф. График. ?. Пример таблицы «объект-объект». Диаграмма. Табличные модели. Математические модели. Карта. Вербальные модели. Схема. Типы информационных моделей.
«Этапы разработки модели» - Описательные информационные модели обычно строятся с использованием естественных языков и рисунков. 3 этап. 5 этап. Построение описательной информационной модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Практическое задание. 1 этап. Модель солнечной системы. 4 этап. 2 этап.
Всего в теме 18 презентаций
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Моделирование и формализация Выполнил учитель информатики МБОУ СОШ № 108 г.о.Самара Газизова Екатерина Александровна
Модели и моделирование Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании упрощённых заменителей реальных объектов. Объект-заменитель принято называть моделью, а исходный объект - прототипом или оригиналом.
Модели и моделирование К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект слишком велик (Солнечная система) или слишком мал (атом), когда процесс протекает очень быстро (переработка топлива в двигателе внутреннего сгорания) или очень медленно (геологические процессы), когда исследование объекта может оказаться опасным для окружающих (атомный взрыв), привести к разрушению его самого (проверка сейсмических свойств высотного здания) или когда создание реального объекта очень дорого (новое архитектурное решение) и т. д.
Этапы построения информационной модели Анализ выделяются свойства формализация Формализация - это замена реального объекта его формальным описанием, т. е. его информационной моделью.
Виды моделей Модель Натурная (материальная) Информационная Описания объекта оригинала на языках кодирования информации Реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования
Классификация информационных моделей
Образные модели Образные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации.
Знаковые модели Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). program lab; var a, b, s, p: integer; begin write(" Введите длину: "); readln (a); write(" Введите ширину: "); readln (b); s:= a * b; p:= 2 * (a + b); writeln (" Площадь равна: ", s); writeln ("Периметр равен: ", p); end . Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! И.С. Тургенев
Смешанные модели В смешанных информационные моделях одновременно используются образные и знаковые элементы.
Словесные информационные модели Словесные модели - это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках. Например, гелиоцентрическая модель мира, которую предложил Коперник, словесно описывалась следующим образом: - Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца; - орбиты всех планет проходят вокруг Солнца. Множество словесных моделей содержится в ваших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий, в учебнике географии - модели географических объектов и природных процессов, в учебнике биологии - модели объектов животного и растительного мира.
Математические модели Информационные модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями. С помощью языка алгебры логики строятся логические модели - формализуются (записываются в виде логических выражений) простые и сложные высказывания, выраженные на естественном языке. Путём построения логических моделей удаётся решать логические задачи, создавать логические модели устройств и т. д. Компьютерные математ ические модели В настоящее время самые сложные математические модели могут быть реализованы на компьютере. При этом используются такие средства, как: - системы программирования; - электронные таблицы; - специализированные математические пакеты и программные средства для моделирования. Имитационное моделирование - это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения натурных испытаний с реальным оборудованием проводят опыты с помощью компьютерных моделей.
Графические информационные модели Чертёж - условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом проецирования. Диаграмма - графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений. График - линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины. Схема - это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений. С помощью схем может быть представлен и внешний вид объекта, и его структура.
Удаление вирусов