Презентация "электроосветительные приборы". Классификация световых приборов Бытовые электроосветительные приборы


Осветительные приборы

Фотовспышка
Фотовспы?шка (импульсный фотоосветитель, ИФО) - лампа, с помощью которой осуществляется мгновенное освещение объекта съемки при фотографировании.
Основным элементом современной фотовспышки является импульсная газоразрядная лампа. Импульсная газоразрядная лампа представляет собой запаянную стеклянную трубку, прямую, спиральную, дугообразную или кольцевую, наполненную ксеноном. В концы трубки впаяны электроды, а снаружи находится электрод зажигания, представляющий собой полоску токопроводящей мастики или кусок проволоки. Искровой разряд в лампе возникает при присоединении её электродов к относительно мощному источнику высокого напряжения (сотни вольт), обычно представляющему собой электрический конденсатор, накапливающий электрический заряд в промежутке между вспышками, и подаче на электрод зажигания высоковольтного (порядка тысяч вольт) импульса от импульсного трансформатора, что ионизирует газ в трубке, позволяя накопленному в рабочем конденсаторе заряду разрядиться. За время разряда, сопровождаемого интенсивной световой вспышкой с силой света в несколько сот тысяч свечей, напряжение на конденсаторе падает, и разряд прекращается. После этого конденсатор в обычных схемах питания импульсных ламп снова заряжается и при повторной подаче импульса на электрод зажигания лампа может дать следующую вспышку.
Существуют (и широко применялись ранее) химические фотовспышки. Наиболее распространённым типом были магниевые.
По признакам автоматизации фотовспышки делятся на:
неавтоматические, дающие заранее установленное количество света
автоматические, измеряющие освещенность собственным датчиком, либо датчиком, расположенным в фотоаппарате (англ. TTL, Through The Lens, - через объектив)
автоматические, измеряющие освещённость во время основного импульса или по предварительному, оценочному импульсу (E-TTL, англ. evaluative - оценочный).
По возможности работы с камерами различных производителей вспышки подразделяются следующим образом:
Системные, то есть подходящие только к фотоаппаратам одной определённой фирмы (системы). Такие вспышки как правило позволяют пользоваться TTL и/или E-TTL (P-TTL, S-TTL, i-TTL, D-TTL и т. д. в зависимости от системы.) замером освещённости, а также и другими расширенными функциями.
Универсальные вспышки с одним центральным контактом относительно системных недороги и широко распространены, однако необходимо крайне внимательно прочитать инструкцию к такой вспышке перед установкой её на камеру - многие из них построены по схемам с коммутацией высокого напряжения и такие вспышки нельзя ставить на современные камеры во избежание повреждения электроники аппарата высоким напряжением, а только на камеры с механическим затвором. Как правило мощность таких вспышек регулируется светочувствительным элементом в самой вспышке.
Существуют также универсальные вспышки со специальным разъёмом, подключить которые к камере определённого производителя можно через специальный системный переходник.
По расположению по отношению к фотоаппарату вспышки бывают:
Встроенные в фотоаппарат. Они обычно не очень мощные, за счёт близости к оси объектива дают «плоское» изображение, почти без теней, плохо выделяют структуру. Их основное преимущество - они всегда с фотоаппаратом и практически не увеличивают габариты и вес фотоаппарата. Их также очень хорошо использовать при съёмке в яркий солнечный день, для подсветки резких теней от солнечного света. Чем ближе к оптической оси, тем больше выражен эффект красных глаз. В данном случае он максимален.
Закреплённые на фотоаппарате. Они обычно мощнее встроенных. Дают тоже плоское изображение с резкими небольшими тенями. Многие, однако, имеют возможность поворота головки вверх (некоторые - и в сторону), благодаря чему можно направлять вспышку не непосредственно на снимаемый объект, а на белый потолок, или отражающий экран, и получить освещение, более напоминающее натуральное. Это также уменьшает эффект красных глаз.
Вспышки, не прикреплённые к фотоаппарату. Они дают возможность гибко менять условия освещения в зависимости от замыслов фотографа. Например, для получения мягкого освещения, можно направлять вспышку не непосредственно на снимаемый объект, а на белый потолок, или отражающий экран, и получить освещение, более напоминающее натуральное. Управляются такие вспышки либо посредством кабельного соединения с камерой, либо беспроводным способом (ИК, управляющей вспышкой, радио). Таким способом можно управлять одновременно несколькими вспышками, появляется возможность освещать объект с разных углов и создаются лучшие условия освещения по сравнению с другими вспышками.
Макровспышки. Для макросъёмки применяются фотовспышки в виде кольца либо парной системы вспышек на кронштейнах, которые устанавливаются на объективе. Закреплённые на фотоаппарате вспышки для макросъёмки малоэффективны: объектив загораживает вспышку.
По возможности беспроводного управления:
Способные работать в режиме как ведущей, так и ведомой. Встречаются как среди системных, так и среди универсальных. Первые позволяют управлять (и могут быть управляемы) различными расширенными возможностями - мощностью импульса, создавать группы вспышек с разными каналами управления, замерять освещённость объекта съёмки; вторые просто срабатывают по импульсу ведущей вспышки.
Способные работать только в режиме ведомой - как правило это системные вспышки среднего уровня. Тем не менее, в ручном режиме работы (без использования предвспышки) они могут использоваться в качестве ведущей для универсальных вспышек.
Способные работать только ведущей. Это либо специализированные системные управляющие вспышки, дающие управляющий ИК-импульс, но не дающие основной вспышки, либо самые простые вспышки, которые своим основным имульсом могут запускать ведомые (универсальные).
В некоторых случаях в качестве вспышки используется стробоскоп (некоторые вспышки могут работать в таком режиме с понижением мощности импульса) при длительно открытом затворе и низкой общей освещённости. Такой вид съёмки используют тогда, когда надо зафиксировать на снимке фазы движения объекта съёмки (например, как кошка падает на лапы).
Параметры
Основная характеристика - ведущее число, расстояние, на котором достигается нормальное освещение при чувствительности пленки 130 ед. ГОСТ (140 ISO; 22-23 DIN; 110 Вестон; 180 Дженерал Электрик) и числе диафрагмы 1.

При изменении чувствительности плёнки вдвое ведущее число меняется в 1,4 раза (корень квадратный из 2).
Пример расчёта
Исходные данные
Ведущее число: 24
Плёнка: 800 ед. ISO
Расстояние: 15 м
Пересчёт ведущего числа:
Ближайшее стандартное значение числа диафрагмы: 4
Обычно неавтоматические фотовспышки имеют на задней стенке либо таблицу для упрощения расчётов, либо простейший механический калькулятор диафрагмы, устроенный по принципу арифмометра. Более сложные вспышки могут иметь и автоматический калькулятор диафрагмы, результаты которого выводятся на встроенный ЖК экран.
Применение
Недостаточная освещённость - наиболее частое (хотя и наиболее неудачное) применение фотовспышки. В этом случае вспышка обычно освещает объект съёмки со стороны фотоаппарата, и поэтому изображение получается «плоское», структура и рельеф выделяются слабо. Перемещение вспышки на расстояние от фотоаппарата проблему не решает, потому что хоть и появляются рельеф и тени, но тени, как правило, очень резкие и глубокие, с плохой проработкой деталей. Такие снимки выглядят очень непрофессионально. Иногда спасает положение, если недалеко от предмета съемки находится светлая отражающая поверхность (иногда можно использовать потолок), и тогда свет от вспышки, отразившись от этой поверхности, может создать более мягкий рисующий свет.
Подсветка теней - если съёмка ведётся в яркий солнечный день, то получаются очень контрастные глубокие тени. Использование вспышки для подсветки теней позволяет смягчить их, и сделать изображение более мягким. В этом случает надо быть осторожным, если в фотоаппарате фокальный затвор, и при ярком солнечном свете длительность выдержки может оказаться такой, что затвор полностью не открывается (например, в шторно-щелевом затворе при коротких выдержках движется щель) - тогда снимать со вспышкой невозможно, так как свет вспышки попадёт только на часть снимка. Некоторые современные вспышки компенсируют это, производя большое число слабых импульсов.
При съёмке против яркого заднего освещения (например, человек в комнате против яркого окна) вспышка позволяет подсветить передний план.
Спортивная и репортажная съёмка. При съёмке быстро движущихся предметов, вспышка позволяет снимать с очень короткими выдержками (если тип затвора позволяет снимать такими выдержками со вспышкой). Это помогает бороться со «смазыванием» быстро движущихся предметов.
При съёмке в студии применяются комбинированные осветители, состоящие из мощной вспышки и источника постоянного « моделирующего» света, который позволяет фотографу оценить будущую картину освещения.

Экспонометры
Экспоно?метр (лат. expono) - прибор, приспособление или таблица для вычисления параметров экспозиции (времени выдержки и числа диафрагмы) в фотографии и кинематографе.
Экспонометры делятся по типу устройства на:
Табличные
Представляют из себя таблицу, в которой описаны условия съёмки и соответствующие им параметры. Практический смысл имеют только при условии достаточно большой фотографической широты применяемого фотоматериала. Применяются также в форме установки экспозиции по символам погоды на шкальных фотоаппаратах («Смена-Символ», «Агат-18»).
Оптические
Приборы, в которых основным сравнивающим элементом является глаз человека.

Считывание времени выдержки или числа диафрагмы производится визуальным сравнением яркости соответствующих цифр с яркостью оптического клина переменной плотности. Основной недостаток - зависимость чувствительности глаза от общей окружающей освещённости, что может приводить к большим погрешностям. Сейчас практически не используются («Оптэк»).
Уравнивание яркости двух полей сравнения, одно от измеряемой сцены или источника света, второе - от эталонной лампы. Находит применение в системах копирования изображений.
Фотоэлектронные
Поток света воспринимается электронным фотоэлементом, и необходимое значение считывается со шкалы по отклонению стрелки или с цифрового индикатора.
В свою очередь, их можно разделить на:
Селеновые
Приборы, использующие фотодиоды на основе селенового фотоэлемента, - не требуют батарей (необходимая ЭДС вырабатывается фотоэлементом), имеют наиболее простую электрическую схему, но обладают невысокой чувствительностью и необратимо деградируют при воздействии слишком яркого светового потока (увеличивается погрешность); (Экспонометры «Ленинград-1,2,4,7,8,10», экспонометры на фотоаппаратах «Киев-3,4», на некоторых Зенитах и ФЭДах).
Фоторезисторные
Приборы, использующие фоторезисторы в качестве датчика, а в некоторых случаях фотодиоды в режиме обратного тока. Простейшая схема такого экспонометра строится по мостовому принципу, и сопротивление датчика сравнивается с эталонными, переключаемыми калькулятором выдержки и диафрагмы. Индикатором служит гальванометр, показывающий направление вращения калькулятора выдержек. Большее распространение получили более сложные схемы с активными элементами (транзисторами), в качестве индикатора для повышения механической надёжности стали применяться светодиоды, а калькулятор связан обычно с переменным резистором. («Свердловск-2» и «Свердловск-4»). Имеют наилучшую чувствительность и линейность характеристики, низкое потребление.
Цифровые
Содержат обычно такой же датчик, как и фоторезисторные, однако сигнал с него оцифровывается и обрабатывается в дальнейшем микропроцессорным устройством. Отличаются большей гибкостью и диапазоном возможностей измерения, но существенно большим потреблением энергии от батарей.
Приборы, измеряющие освещённость (количество света, падающего на объект) или яркость (количество отражённого от объекта света), причём яркомеры делятся по углу замера на приборы, имеющие большой угол замера (около 45 градусов), и узконаправленные - спотметры (англ. spot - пятно) с углом около 1 градуса, и считаются наиболее профессиональными.
Схожие приборы.
Сходный с экспонометром прибор - флешметр используется для измерения освещённости при съёмке с использованием вспышки. Флэшметры могут измерять как падающий, так и отражённый свет. Так как выдержка при съёмке со вспышкой оказывает мало влияния на количество света, попадающего к светочувствительному материалу, по флешметру определяют только значение диафрагмы. Выдержка обычно устанавливается на значение выдержки синхронизации, которая определяется конструктивными особенностями затвора.
Более универсальный прибор - мультиметр - вобравший в себя возможности, а также способный их сочетать, от экспометра и флэшметра - работать, соответственно, при постоянном, импульсном, а также смешанном освещении.

Литература
1. Экспонометр // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. - М.: Советская энциклопедия, 1981.
2. Яштолд-Говорко В. А. Фотосъёмка и обработка. Съемка, формулы, термины, рецепты. Изд. 4-е, сокр. М., «Искусство», 1977.
3. Справочник фотолюбителя. - М.: Искусство, 1961.
и т.д.................

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Мультимедийный урок в 7 классе

«Наследие Прометея. История возникновения осветительных приборов и разновидности современных ламп»

Тип урока : изучение нового материала, раздел «Электротехнические работы»

Цель: Знакомство учащихся с понятием осветительные приборы и электрические лампы, а также с историей их возникновения. Формирование элементарные знаний по подбору осветительных приборов для каждой комнаты жилого дома.

Задачи урока:

Обучающая:

Познакомить учащихся с различными видами электрических ламп.

Способствовать развитию элементарных знаний по подбору осветительных приборов для жилого дома.

Создать условия для формирования первоначальных умений правильной эксплуатации осветительных приборов

Развивающая:

Способствовать расширению технического кругозора учащихся.

Воспитательная:

Способствовать воспитанию у учащихся бережного и экономного отношения к энергоресурсам.

Оборудование :

Компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы).

Основные понятия

Осветительные приборы. Виды электрических ламп.

Форма ведения урока

Диалог, объяснение, практическая работа.

Форма организации

Учебно-познавательная деятельность учащихся: групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: физика и технология

Практическая работа на карточках с чертежом детской комнаты выполнить задание (расставить осветительные приборы в тех местах, где свет необходим, учитывая какой вид осветительного прибора подходит для каждой ситуации). Все ученики пописывают нужный вид прибора, один ученик выполняет работу на интерактивной доске.

Литература и другие информационные источники:

Дэй К. Места. где обитает душа, 2000

Емельянович И.И. Основные тенденции развития современного жилого интерьера, 1992

Коганов И. Свет в вашем доме. Домовой, октябрь 2005. С. 20-24

Школа и производство , 2009, №3

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

1. Приветствие.

2. Проверка присутствующих.

Учитель: Здравствуйте ребята! Откройте тетради и запишите тему урока: «Наследие Прометея. История возникновения осветительных приборов и разновидности современных ламп». (на интерактивной доске появляется слайд №1)

Тема нашего урока актуальна и имеет большое практическое значение. Мы познакомимся с различными видами электрических ламп. Проведем классификацию различных типов осветительных приборов и их правильного размещения в квартире.

Рассмотрим правила безопасного пользования электроосветительными приборами и использование энергосберегающих технологий в быту.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему тему урока я назвала наследие Прометея? Кто знает кто такой Прометей?

Ученик: Прометей – это титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям.

Учитель: Правильно, за это по приказу Зевса он был прикован к скале и обречен на постоянные муки. А сейчас мы не представляем себе существования без света, без электрической энергии и электроосветительных приборов.

III. Изучение нового материала.

Учитель:

Свет - это 50% вашего настроения и 75% уюта в доме. (на интерактивной доске появляется слайд №1)

Учитель: Запишите себе в тетради, что определяет свет (на экране интерактивной доски появляется слайд 2).

Он определяет очень многое:

- общую атмосферу жилища

- здоровье и психологическое состояние его обитателей

- эффективность работы

- красоту интерьера

Поэтому без правильного освещения не может быть здорового дома

Учитель: А сейчас я расскажу Вам историю возникновения осветительных приборов (на экране интерактивной доски появляется слайд 3).

Самым первым источником искусственного света был - очаг , который находился в центре пещеры. При необходимости бокового освещения помогал факел, который устанавливался в щели между камнями.

В Греции и Риме были широко распространены напольные светильники, состоящие из треножника и чаши с горючим веществом

Подвесные светильники назывались лампионами и лампадами и представляли собой одну или несколько овальных чаш, прикрепляемых к потолочным балкам. В чаши наливалось масло и в него опускался скрученный из растительных волокон фитиль.

Появление свечи явилось серьёзным прорывом в области создания новых видов светильников. Свеча изготавливалась вначале из животного жира, а затем из пчелиного воска. Фитиль делали из хлопковых волокон. В конце XVII века окончательно сформировалась люстра. Дворцовые люстры на сотни свечей озаряли огромные залы для балов.

Пришедшая вслед за этим эра керосина подарила нам хит в виде лампы "летучая мышь". Она ужасно коптила и не была, что называется, экологически чистой. Наверное, именно поэтому стоило придумать электричество.

Учитель: Когда же появилась первая лампа? Ваши предположения?

Ученики: 18 век, 19 век.

Учитель: (на экране интерактивной доски появляется слайд 3).

Первая лампа появилась в 19 веке.В 1802 году русский изобретатель Василий Петров сделал потрясающее открытие. Если сблизить угольные стержни и пропустить ток, то между ними вспыхнет ослепительное пламя – электрическая дуга. Но такая лампа была очень не удобна, стержни постоянно нужно сдвигать.

Одновременно русский ученый Павел Николаевич Яблочков догадывается просто поставить стержни рядом, столбиком, и проложить между ними изолятор. В 1876 году «свеча Яблочкова» покоряет мир.

В тоже время появляется первая электрическая лампа накаливания американского ученого Томаса Эдисона , которой мы пользуемся и по сей день.

Учитель: А теперь надо узнать, как же работала первая лампа. Посмотрите внимательно на слайд. Учитель показывает схему и рассказывает по ней (на экране интерактивной доски появляется слайд 5). Лампы накаливания - являются устаревшим источником света. КПД в них составляет только 6-8%, и больше нагревают, чем освещают (дают 95% тепла и лишь 5% - света). К тому же, такие лампы имеют короткий срок службы.

Учитель : Давайте посмотрим , какие виды ламп существуют в настоящее время и в чем их плюсы и минусы (по порядку на интерактивной доске открываются слайды 6-10)

  1. Галогенные лампы (слайд 6)
  2. Люминесцентная лампа (слайд 7)
  3. Энергосберегающие лампы (слайд 8)
  4. Газоразрядные лампы высокого давления (слайд 9)
  5. Светодиоды (слайд 10)

Учитель: записываем вид лампы, а также преимущества и минусы работы каждой из видов ламп.

Учитель: Скажите мне какой вид ламп используют ваши родители для освещения вашей квартиры?

Ученики: Галогенные лампы, Энергосберегающие лампы. Светодиоды

Учитель : Если подвести итог, то в современном мире лучше всего использовать светодиодные лампы, они обладают высокой экологической и противопожарной безопасностью. Они не содержат в своем составе ртути и почти не нагреваются.

Наши глаза устроены так, что они видят предметы освещенными. При дневном солнечном свете - естественном освещении - этого достичь легко: практически в каждом помещении квартиры предусмотрено окно. С наступления сумерек искусственное освещение становится практически единственным источником света. Искусственное освещение призвано увеличивать суточный период бодрствование человека. Главное назначение освещения – создание благоприятных условий видимости и комфортности пребывания человека в помещении.

Существует три типа освещения, которые можно применять в своей квартире : общее, местное, декоративное (подсветка) и комбинированное . Главным освещением является общее . Оно равномерно наполняет

все пространство светом. Когда нужно осветить одну функциональную зону. или рабочую поверхность, применяют местное освещение . С помощью декоративного освещения можно привлечь внимание к особо интересным предметам интерьера (картине, скульптуре, аквариуму, коллекции). Для помещений небольшой площади, удобно комбинированное освещение- это совмещение общего и местного освещения отдельных зон.

Особую роль в этом играют светильники – бытовые приборы, предназначенные для освещения помещений и отдельных предметов. В зависимости от типа освещения выбирают различные типы светильников (на интерактивной доске появляется слайд 11).

Учитель: Ребята, зарисуйте себе эту схему; А теперь поговорим подробнее про каждый вид светильников (по порядку на интерактивной доске появляются слайды 12-17)

  1. Потолочные светильники (люстры – подвесы ) (слайд 12)
  2. Потолочные светильники (тарелки, даунлайты ) (слайд13)
  3. Напольные светильники (торшер ) (слайд 14)
  4. Настольные лампы (слайд 15)
  5. Настенные светильники и бра (слайд 16)
  6. Подсветка (акцентные и споты-точечные ) слайд 17.

Ученики записывают название осветительно прибора, а также на какие подвиды о делится и где применяется.

Учитель: Какой бы вид освещения мы не выбрали нужно знать правила искусственного освещения дома (на интерактивной доске появляется слайд 18). Запишите их в тетрадях.

Правила искусственного освещения:

Во-первых , света должно быть достаточно. Общая освещенность должна составлять от 15 до 25 Вт мощности ламп накаливания на один квадратный метр площади.

Во-вторых , он должен быть функциональным. Смотреть телевизор удобнее при приглушенном свете, принимать гостей - при ярком, заливающем всю комнату. В спальне предпочтительно освещение мягкое, рассеивающие, а на кухне - яркое, но равномерное.

В-третьих , свет должен быть удобным: никаких резких переходов от тени к свету, яркого блеска поверхностей или бликов - все это вредно для зрения.

Учитель: Современный дом невозможно представить без электричества. Тело человека проводит электрический ток. Электрический ток может причинить человеку огромный вред и даже вызвать смерть, поэтому очень важно соблюдать правила безопасной работы с электроприборами. Давайте подумаем с Вами, какие правила при использовании электроосветительных приборов могут спаси нам жизнь. Запишите себе Правила безопасного пользования электроосветительными приборами.

Учитель: Перед включением прибора в сеть убедитесь, что?

Ученики: не повреждена изоляция шнура и штепсельной вилки.

Учитель: Что еще вы знаете?

Ученики: Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.

Включать и выключать электрические прибора можно только сухими руками.

При выключении прибора из сети необходимо браться не за шнур, а за штепсельную розетку.

Учитель : Любой ремонт или разборку электроприбора можно проводить только в том случае, если он выключен из сети.

Ручки инструмента, которыми пользуются для ремонта и разборки электроприборов, должны быть выполнены из изоляционных материалов.

Нельзя заменять электрическую лампу и протирать светорассеиватели (плафон), если светильник включен в сеть.

Нельзя применять самодельные светорассеиватели- это может вызвать пожар.

Учитель : Молодцы ребята! Часть правил вам уже была знакома, осталось запомнить оставшиеся.

Учитель: Следующий раздел нашего урока это правильный подбор освещения в каждой из жилых комнат. Сначала мы посмотрим презентацию, а потом и сами попытаемся выступить в качестве дизайнеров интерьера.

Правильное искусственное освещение в квартире – одно из требований успешного решения проблемы ее интерьера. С одной стороны, правильный подбор и расположение осветительных приборов в помещениях квартиры очень важен с гигиенический точки зрения, с другой – световые эффекты, которые они создают, увеличивают эстетические достоинства квартиры, которая становится более нарядной, светлой и теплой.

На интерактивной доске появляются по порядку слайды 19-26. Учитель комментирует по фотографиям реального интерьера комнат, где какие осветительные приборы необходимы.

  1. Прихожая (слайд 19)
  2. Ванная комната (слайд 20)
  3. Спальня (слайд 21)
  4. Гостинная (слайд 22)
  5. Кухня (слайд 23)
  6. Рабочие комнаты (слайд 24)
  7. Детская комната (слайд 25)
  8. Подъезды (слайд 26).

IV. Закрепление пройденного материала

Учитель: Я предлагаю вам выполнить практическую работу на карточках. На каждой карточке чертеж детской комнаты, вам необходимо расставить осветительные приборы в тех местах, где свет необходим, учитывая какой вид осветительного прибора подходит для каждой ситуации). Все ученики пописывают нужный вид прибора, один ученик выполняет работу на интерактивной доске.

V. Подведение итогов урока:

Учитель: Как видите вопрос освещения помещений непростойю И от правильно решения зависит и удобство вашего жилища и здоровье членов вашей семьи и эстетической восприятие жилища. Е пренебрегайте правилами, о которых мы говорили сегодня и ваш дом станет уютнее и комфортнее.

VI Выставление оценок и их аргументация

VI. Домашнее задание : Начертить план своей комнаты с указанием имеющихся осветительных приборов Оценить достоинства и недостатки освещения своей комнаты.


Интегрированный урок (Технология + Физика) «Электроосветительные приборы. Лампа накаливания .» 8 класс


Место и роль урока в изучаемой теме:

  • Технология. Глава Электротехника. В данной теме урок «Электроосветительные приборы» знакомит с техническими характеристиками устройств ламп, их видами; учит разбираться в устройствах осветительных приборов; знакомит с правилами электробезопасности.
  • Физика. Глава II. Электрические явления. В данной главе урок «Электроосветительные приборы» является большей частью урока «Электробытовые приборы». Ранее рассматривались вопросы о законах и физических величинах характеризующих процессы в электрической цепи.

Цель урока:

Формирование у обучающихся представлений об электроосветительных приборах и принципах действия лампы накаливания, галогенных, газоразрядных, люминесцентных и неоновых ламп, светодиодов.

Развитие умений решать расчетные и экспериментальные задачи по теме.

Развитие у обучающихся логического и образного мышления (умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблему), речи и познавательного интереса школьников к предметам технологии и физики.

Воспитание у обучающихся умения вести диалог, чувств вежливости и дисциплинированности.




Электроосветительные приборы бывают:

люстры, торшеры, светильники и бра.



Павел Яблочков

12 декабря 1876 года русский инженер Павел Яблочков открыл "электрическую свечу "


Томас Эдисон

Точку в разработке ламп накаливания поставил американский изобретатель Томас Альва Эдисон.


Александр

Ладыгин

В 1873 году привычную и используемую в наши дни лампочку накаливания изобрел русский инженер Александр Николаевич Ладыгин (1847-1923)


Работа в группах.

«Строение лампы накаливания»

1. Дорисовать недостающую деталь лампы.

2.Подписать детали лампы.



Вещество

Удельное сопротивление, Ом * мм 2

Температура плавления

алюминий

вольфрам

Применение

Соединительные провода

Соединительные провода

Нить накала в эл. лампах

Реостаты

Нагревательные элементы электрических бытовых приборов (эл. печей, плиток, паяльников и т.д.)

Мощные электронагревательные устройства промышленных печей

Нагревательный элемент представляет собой проводник с большим удельным сопротивлением и высокой температурой плавления.








  • Последовательное соединение.

Если перегорит одна лампочка в ёлочной гирлянде,

то остальные погаснут. Почему?


2. Параллельное соединение проводников.

Если одна лампочка перегорит, то остальные продолжают гореть. Почему?





Введение

Установки электроосвещения различных видов выполняют во всех производственных и бытовых помещениях, в общественных, жилых и других зданиях, на улицах, площадях, дорогах, проездах. Кроме установок общего применения имеются специальные, например, для облучения растений в сельском хозяйстве, лечебных целей в медицинских учреждениях, регулирования и управления движением на транспорте и технологическими процессами на производстве и т.д. Описание калориферов и узлов на сайте Паровых систем .

Специальные устройства электроосвещения называют осветительными установками. В состав осветительной электроустановки входят источники света, осветительные арматуры, пускорегулирующие устройства, электропроводки, электроустановочные изделия и приборы, щиты, щитки и распределительные устройства. В соответствии с правилами устройства электроустановок (ПУЭ) различают освещение общее, местное, аварийное и охранное.

Общим - называют освещение всего или части помещения;

местным – освещение рабочих мест, предметов, поверхностей;

комбинированным – сочетание общего освещения с местным, создающим повышенную освещённость непосредственно на рабочих местах.

Общее освещение может быть равномерным и локализованным, когда светильники размещают так, чтобы на основных рабочих местах создавалось повышенная освещённость.

Основным видом освещения для обеспечения нормальной деятельности во всех помещениях и на открытых участках, где в тёмное время суток производятся работы или происходит движение транспорта и людей, является рабочее.

При его нарушении используется аварийное освещение, обеспечивающее временно продолжение работы или эвакуацию людей. Охранное освещение является составной частью рабочего и устанавливается вдоль границ охраняемой территории. К рабочему освещению относят ремонтное (переносное) и свето-ограждающее для дымовых труб и других особо высоких сооружений.

1. Светильники и прожекторы

Световой поток большинства источников света распределяется, а в пространстве достаточно равномерно.

Для рационального освещения помещения или открытого пространства требуется обычно распределить световой поток источника света вполне определённым образом: направить его вниз, или вверх. Для такого перераспределения светового потока применяют осветительные приборы.

Светильники являются осветительными приборами ближнего действия, служащими для освещения объектов, находящихся на небольшом расстоянии.

Прожектор в отличие от светильников является осветительным прибором дальнего действия и используется для освещения удалённых объектов.

Светильник состоит из источника света и осветительной арматуры. Главным назначением осветительной арматуры является перераспределение светового потока источника света. Ещё она предохраняет зрение рабочих то чрезмерной яркости источников света, защищает лампу от механических повреждений, защищает полости расположения источника света и патрона то воздействия окружающей среды, служит для крепления источника света, проводов, пускорегулирующих аппаратов.

Оптические системы осветительных приборов предназначены для перераспределения световых потоков источников света. Элементами оптических систем являются: отражатели, преломлятели, рассеиватели, защитные стёкла, экранирующие решётки и кольца.

Отражатели – перераспределяют световой поток лампы. В зависимости от отражения отражатели могут быть диффузными, матовыми или зеркальными.


Правильно подобранная осветительная арматура, приборы создают уютный интерьер дома, квартиры, комнаты, улучшают восприятие назначения комнат столовой, прихожей, кухни, зала. Поэтому важно, чтобы каждая комната, а иногда и ее отдельный уголок, были освещены по - разному, в соответствии со своим предназначением.


В квартирах и комнатах с низкими потолками рекомендуется применять светильники, люстры с короткими и регулирующимися штангами, шнурами; подвесы с плоскими рассеивателями, подобранными по декоративной расцветке, соответствующей цвету стен жилого помещения (люстры Л 5 Р - 1, НСБ 55X300/XP-01,02, HCB 25X150/XP-01, НСБ 123 Х 60/ СШ - 02). Можно применять потолочные светильники и плафоны с декоративной отделкой (светильники НПБ 17 Х 6 О -001, НПБ 19X6Q/XP-01, НПБ 17X60-002).


Для комнат и квартир с высокими потолками, просторными помещениями подойдут многорожковые люстры, декоративные подвесные светильники с большим количеством (3, 4, 5) рассеивателей (люстры Л -16, Л -17; светильники НСБ 13-4 Х 40/ ХР -01, НСБ 13-5 Х 40/ ХР -02, НСБ 37-5 Х 60/ ХР -01, НСБ 64-5 X 60/ ХР -02). Для создания уюта и обстановки, способствующей отдыху человека после трудового дня, учебы, чтению художественной литературы, применяют светильники для местного освещения. Вариантов исполнения светильников местного освещения очень много. Они бывают настольными, потолочными, настенными, напольными.


В целях экономии электроэнергии, создания мягкого светораспределения, однородной освещенности и яркости применяют светильники с люминесцентными лампами. Промышленность выпускает много модификаций люминесцентных светильников разной конфигурации и декоративных рисунков рассеивателя (УББ 01 Х 30/ ХР -01, Л 4111 Г 130 У -01 У 4, Л У 4, ЛСОО БЛ 01).


Оформить интерьер в спальне поможет, кроме обычного общего освещения, светильник возле туалетного столика. Можно порекомендовать устроить двустороннее освещение. Источник света располагают на уровне головы человека, сидящего у столика, чтобы свет был мягким, рассеянным белого или чуть розового оттенка. Свет, падающий сверху, дает глубокие тени на лице. Прихожая должна быть ярко освещена: висячий светильник или плафон под потолком, а также бра, расположенные лучше всего с обеих сторон зеркала и примерно на уровне головы. Детская комната рекомендуется общее освещение, специальное (над рабочим столом и местом для игр) и ночник. В комнатах для детей дошкольного возраста светильники, выключатели и штепсельные розетки ставятся в местах, недоступных для детей. Проводка лучше всего скрытая. В детских комнатах не следует ставить настольных ламп, падение их может вызвать несчастный случай. Над рабочим местом ребенка желательно иметь настенную лампу на шарнирных кронштейнах, прикрепленную с левой стороны стола. Абажур висячей лампы должен быть сделан из материала, рассеивающего свет. Абажур настенной лампы из непрозрачного материала должен давать узкую полосу света, сосредоточенного на рабочем месте. Освещение комнаты должно быть достаточно ярким, но без резкого перехода от света к тени. рабочим столом


В кухне можно иметь общее освещение и местное над рабочим столом хозяйки, над плитой. Для освещения кухонного стола, мойки, плиты очень удобны лампы дневного света: они более прочны, а энергии расходуют в четыре раза меньше, чем обычные лампы. Над обеденным столом люминесцентные лампы устанавливать не рекомендуется, они придают продуктам бледный, неаппетитный вид. Ванная рекомендуется ставить вверху плафон, освещающий всю комнату. Здесь можно применять лампы накаливания и люминесцентные. В подсобных помещениях светильники выбирают по назначению и условиям окружающей среды. Сухие складские помещения следует применять светильники со стеклянным отражателем, предотвращающим выпадание колбы лампы при эксплуатации (ПСХ -60, ПСХ -75, НСП -03, НСП -01, НБО -60). Погреба, коридоры, сени, веранды освещаются светильниками, изготовленными для помещений с повышенной влажностью, или подвесными патронами, изготовленными из фарфора (ПО -21, НБО -60, ПСХ -60, ПСХ - 75). Подсобные помещения для содержания скота, птицы, а также сараи освещаются светильниками, рассчитанными для помещений с химически активной средой. К ним относятся « Астра -1», « Астра -2», « Астра -11», « Аст - ра -12» и т. д.



Мощность ламп для жилых комнат выбирают исходя из удельной мощности, т. е. около 10 Вт на один квадратный метр площади. Для нежилых помещений квартиры предусматривается удельная мощность 6 Вт / м 2. Общий вид некоторых типов светильников представлен на рис Следует выбирать правильно и мощность лампы при освещении помещения. Лампы с большей мощностью должны висеть в темных помещениях. Если помещения покрашены в белый цвет, то могут подойти для удовлетворительного освещения и лампы с меньшей мощностью во второстепенных помещениях. Например, в ванной комнате, покрашенной в белый цвет, вполне допустим такой вариант выбранного освещения. Если она покрашена в более темные тона, то соответственно и освещение должно быть выбрано мощнее. При выборе мощности лампы, следует учитывать их наличие и качество абажура.

Тонкости