Типы данных в JavaScript. JavaScript: Преобразование типов данных Переменные и типы данных javascript

JavaScript был создан программистом Brendan Eich из Netscape и представлен в декабре 1995 года под названием LiveScript. Довольно быстро он был переименован в JavaScript, хотя официальным названием JavaScript является ECMAScript. ECMAScript разрабатывается и поддерживается Международной организацией ECMA (Европейская ассоциация производителей компьютеров).

Что такое JavaScript?
1) JavaScript — язык сценариев, или скриптов. Скрипт представляет собой программный код — набор инструкций, который не требует предварительной обработки (например, компиляции) перед запуском. Код JavaScript интерпретируется движком браузера во время загрузки веб-страницы. Интерпретатор браузера выполняет построчный анализ, обработку и выполнение исходной программы или запроса.

2) JavaScript — объектно-ориентированный язык с прототипным наследованием. Он поддерживает несколько встроенных объектов, а также позволяет создавать или удалять свои собственные (пользовательские) объекты. Объекты могут наследовать свойства непосредственно друг от друга, образуя цепочку объект-прототип.

JavaScript на веб-страницах 1. Подключение сценариев к html-документу

Сценарии JavaScript бывают встроенные , т.е. их содержимое является частью документа, и внешние , хранящиеся в отдельном файле с расширением.js . Сценарии можно внедрить в html-документ следующими способами:

или тело страницы.

Этот способ обычно применяется для сценариев большого размера или сценариев, многократно используемых на разных веб-страницах.

В виде обработчика события .
Каждый html-элемент имеет JavaScript-события, которые срабатывают в определенный момент. Нужно добавить необходимое событие в html-элемент как атрибут, а в качестве значения этого атрибута указать требуемую функцию. Функция, вызываемая в ответ на срабатывание события, является обработчиком события . В результате срабатывания события исполнится связанный с ним код. Этот способ применяется в основном для коротких сценариев, например, можно установить смену цвета фона при нажатии на кнопку:

var colorArray = ["#5A9C6E", "#A8BF5A", "#FAC46E", "#FAD5BB", "#F2FEFF"]; // создаем массив с цветами фона var i = 0; function changeColor(){ document.body.style.background = colorArray[i]; i++; if(i > colorArray.length - 1){ i = 0; } } Change background

Внутрь элемента .
Элемент может вставляться в любое место документа. Внутри тега располагается код, который выполняется сразу после прочтения браузером, или содержит описание функции, которая выполняется в момент ее вызова. Описание функции можно располагать в любом месте, главное, чтобы к моменту ее вызова код функции уже был загружен.

Обычно код JavaScript размещается в заголовке документа (элемент ) или после открывающего тега . Если скрипт используется после загрузки страницы, например, код счетчика, то его лучше разместить в конце документа:

document.write("Введите свое имя");

2. Типы данных и переменные в JavaScript

Компьютеры обрабатывают информацию — данные. Данные могут быть представлены в различных формах или типах. Большая часть функциональности JavaScript реализуется за счет простого набора объектов и типов данных. Функциональные возможности, связанные со строками, числами и логикой, базируются на строковых, числовых и логических типах данных. Другая функциональная возможность, включающая регулярные выражения, даты и математические операции, осуществляется с помощью объектов RegExp, Date и Math.

Литералы в JavaScript представляют собой особый класс типа данных, фиксированные значения одного из трех типов данных — строкового, числового или логического:

"это строка" 3.14 true alert("Hellow"); // "Hellow" - это литерал var myVariable = 15; // 15 - это литерал

Примитивный тип данных является экземпляром определенного типа данных, таких как строковый, числовой, логический, null и undefined .

2.1. Переменные в JavaScript

Данные, обрабатываемые сценарием JavaScript, являются переменными . Переменные представляют собой именованные контейнеры, хранящие данные (значения) в памяти компьютера, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Переменные имеют имя , тип и значение .

Имя переменной, или идентификатор , может включать только буквы a-z , A-Z , цифры 0-9 (цифра не может быть первой в имени переменной), символ $ (может быть только первым символом в имени переменной или функции) и символ подчеркивания _ , наличие пробелов не допускается. Длина имени переменной не ограничена. Можно, но не рекомендуется записывать имена переменных буквами русского алфавита, для этого они должны быть записаны в Unicode.

В качестве имени переменной нельзя использовать ключевые слова JavaScript. Имена переменных в JavaScript чувствительные к регистру, что означает, что переменная var message; и var Message; — разные переменные.

Переменная создается (объявляется) с помощью ключевого слова var , за которым следует имя переменной, например, var message; . Объявлять переменную необходимо перед ее использованием.

Переменная инициализируется значением с помощью операции присваивания = , например, var message="Hellow"; , т.е. создается переменная message и в ней сохраняется ее первоначальное значение "Hellow" . Переменную можно объявлять без значения, в этом случае ей присваивается значение по умолчанию undefined . Значение переменной может изменяться во время исполнения скрипта. Разные переменные можно объявлять в одной строке, разделив их запятой:

Var message="Hellow", number_msg = 6, time_msg = 50;

2.2. Типы данных переменных

JavaScript является нетипизированным языком, тип данных для конкретной переменной при ее объявлении указывать не нужно. Тип данных переменной зависит от значений, которые она принимает. Тип переменной может изменяться в процессе совершения операций с данными (динамическое приведение типов ). Преобразование типов выполняется автоматически в зависимости от того, в каком контексте они используются. Например, в выражениях, включающих числовые и строковые значения с оператором + , JavaScript преобразует числовые значения в строковые:

Var message = 10 + " дней до отпуска"; // вернет "10 дней до отпуска"

Получить тип данных, который имеет переменная, можно с помощью оператора typeof . Этот оператор возвращает строку, которая идентифицирует соответствующий тип.

Typeof 35; // вернет "number" typeof "text"; // вернет "string" typeof true; // вернет "boolean" typeof ; // вернет "object" typeof undefined; // вернет "undefined" typeof null; // вернет "object"

Все типы данных в JavaScript делятся на две группы — простые типы данных (primitive data types) и составные типы данных (composite data types) .

К простым типам данных относят строковый, числовой, логический, null и underfined .

2.2.1. Строковый тип (string)

Используется для хранения строки символов, заключенных в двойные или одинарные кавычки. Пустой набор символов, заключенный в одинарные или двойные кавычки, является пустой строкой. Число, заключенное в кавычки, также является строкой.

Var money = ""; // пустая строка, ноль символов var work = "test"; var day = "Sunday"; var x = "150";

В строку в двойных кавычках можно включить одиночную кавычку и наоборот. Кавычка того же типа отключается с помощью символа обратного слэша \ (так называемая escape-последовательность ):

Document.writeln("\"Доброе утро, Иван Иваныч!\"\n"); // выведет на экран "Доброе утро, Иван Иваныч!"

Строки можно сравнивать, а также объединять с помощью операции конкатенации + . Благодаря автоматическому приведению типов можно объединять числа и строки. Строки являются постоянными, после того, как строка создана, она не может быть изменена, но может быть создана новая строка путем объединения других строк.

2.2.2. Числовой тип (number)

Используется для числовых значений. Числа в языке JavaScript бывают двух типов: целые числа (integer) и числа с плавающей точкой (floating-point number) . Целочисленные величины могут быть положительными, например 1 , 2 , и отрицательными, например –1 , –2 , или равными нулю. 1 и 1.0 — одно и то же значение. Большинство чисел в JavaScript записываются в десятичной системе счисления, также может использоваться восьмеричная и шестнадцатеричная системы.

В десятичной системе значения числовых переменных задаются с использованием арабских цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 .

В восьмеричном формате числа представляет собой последовательность, содержащая цифры от 0 до 7 и начинающаяся с префикса 0 .

Для шестнадцатеричного формата добавляется префикс 0x (0X), за которым следует последовательность из цифр от 0 до 9 или букв от a (A) до f (F), соответствующие значениям от 10 до 15 .

Var a = 120; // целое десятичное числовое значение var b = 012; // восьмеричный формат var c = 0xfff; // шестнадцатеричный формат var d = 0xACFE12; // шестнадцатеричный формат

Числа с плавающей точкой представляют собой числа с дробной десятичной частью, либо это числа, выраженные в экспоненциальном виде. Экспоненциальная запись чисел предполагает следующий вид: число с дробной десятичной частью, за ним следует буква e , которая может быть указана как в верхнем, так и в нижнем регистре, далее — необязательный знак + или - и целая экспонента.

Var a = 6.24; // вещественное число var b = 1.234E+2; // вещественное число, эквивалентно 1.234 Х 10² var c = 6.1e-2; // вещественное число, эквивалентно 6.1 Х 10‾²

2.2.3. Логический тип (boolean)

Данный тип имеет два значения, true (истина), false (ложь). Используется для сравнения и проверки условий.

Var answer = confirm("Вам понравилась эта статья?\n Нажмите ОК. Если нет, то нажмите Cancel."); if (answer == true) { alert("Спасибо!"); }

Также существуют специальные типы простых значений:
нулевой тип — данный тип имеет одно значение null , которое используется для представления несуществующих объектов.

неопределенный тип — тип переменной underfined означает отсутствие первоначального значения переменной, а также несуществующее свойство объекта.

Составные типы данных состоят из более чем одного значения. К ним относятся объекты и особые типы объектов — массивы и функции. Объекты содержат свойства и методы, массивы представляют собой индексированный набор элементов, а функции состоят из коллекции инструкций.

2.3. Глобальные и локальные переменные

Переменные по области видимости делятся на глобальные и локальные . Область видимости представляет собой часть сценария, в пределах которой имя переменной связано с этой переменной и возвращает ее значение. Переменные, объявленные внутри тела функции, называются локальными , их можно использовать только в этой функции. Локальные переменные создаются и уничтожаются вместе с соответствующей функцией.

Переменные, объявленные внутри элемента , или внутри функции, но без использования ключевого слова var , называются глобальными . Доступ к ним может осуществляться на протяжении всего времени, пока страница загружена в браузере. Такие переменные могут использоваться всеми функциями, позволяя им обмениваться данными.

Глобальные переменные попадают в глобальное пространство имен , которое является местом взаимодействия отдельных компонентов программы. Не рекомендуется объявлять переменные таким способом, так как аналогичные имена переменных уже могут использоваться любым другим кодом, вызывая сбой в работе скрипта.

Глобальное пространство в JavaScript представляется глобальным объектом window . Добавление или изменение глобальных переменных автоматически обновляет глобальный объект. В свою очередь, обновление глобального объекта автоматически приводит к обновлению глобального пространства имен.

Если глобальная и локальная переменная имеют одинаковые имена, то локальная переменная будет иметь преимущество перед глобальной.

Локальные переменные, объявленные внутри функции в разных блоках кода, имеют одинаковые области видимости. Тем не менее, рекомендуется помещать объявления всех переменных в начале функции.

Последнее обновление: 26.03.2018

Все используемые данные в javascript имеют определенный тип. В JavaScript имеется пять примитивных типов данных:

    String : представляет строку

    Number : представляет числовое значение

    Boolean : представляет логическое значение true или false

    undefined : указывает, что значение не установлено

    null : указывает на неопределенное значение

Все данные, которые не попадают под вышеперечисленные пять типов, относятся к типу object

Числовые данные

Числа в JavaScript могут иметь две формы:

    Целые числа, например, 35. Мы можем использовать как положительные, так и отрицательные числа. Диапазон используемых чисел: от -2 53 до 2 53

    Дробные числа (числа с плавающей точкой), например, 3.5575. Опять же можно использовать как положительные, так и отрицательные числа. Для чисел с плавающей точкой используется тот же диапазон: от -2 53 до 2 53

Например:

Var x = 45; var y = 23.897;

В качестве разделителя между целой и дробной частями, как и в других языках программирования, используется точка.

Строки

Тип string представляет строки, то есть такие данные, которые заключены в кавычки. Например, "Привет мир" . Причем мы можем использовать как двойные, так и одинарные кавычки: "Привет мир" и "Привет мир" . Единственно ограничение: тип закрывающей кавычки должен быть тот же, что и тип открывающей, то есть либо обе двойные, либо обе одинарные.

Если внутри строки встречаются кавычки, то мы их должны экранировать слешем. Например, пусть у нас есть текст "Бюро "Рога и копыта"" . Теперь экранируем кавычки:

Var companyName = "Бюро \"Рога и копыта\"";

Также мы можем внутри стоки использовать другой тип кавычек:

Var companyName1 = "Бюро "Рога и копыта""; var companyName2 = "Бюро "Рога и копыта"";

Тип Boolean

Тип Boolean представляет булевые или логические значения true и false (то есть да или нет):

Var isAlive = true; var isDead = false;

null и undefined

Нередко возникает путаница между null и undefined. Итак, когда мы только определяем переменную без присвоения ей начального значения, она представляет тип undefined:

Var isAlive; console.log(isAlive); // выведет undefined

Присвоение значение null означает, что переменная имеет некоторое неопределенное значение (не число, не строка, не логическое значение), но все-таки имеет значение (undefined означает, что переменная не имеет значения):

Var isAlive; console.log(isAlive); // undefined isAlive = null; console.log(isAlive); // null isAlive = undefined; // снова установим тип undefined console.log(isAlive); // undefined

object

Тип object представляет сложный объект. Простейшее определение объекта представляют фигурные скобки:

Var user = {};

Объект может иметь различные свойства и методы:

Var user = {name: "Tom", age:24}; console.log(user.name);

В данном случае объект называется user, и он имеет два свойства: name и age. Это краткое описание объектов, более подробное описание приводится в соответствующей главе.

Слабая типизация

JavaScript является языком со слабой типизацией. Это значит, что переменные могут динамически менять тип. Например:

Var xNumber; // тип undefined console.log(xNumber); xNumber = 45; // тип number console.log(xNumber); xNumber = "45"; // тип string console.log(xNumber);

Несмотря на то, что во втором и третьем случае консоль выведет нам число 45, но во втором случае переменная xNumber будет представлять число, а в третьем случае - строку.

Это важный момент, который надо учитывать и от которого зависит поведение переменной в программе:

Var xNumber = 45; // тип number var yNumber = xNumber + 5; console.log(yNumber); // 50 xNumber = "45"; // тип string var zNumber = xNumber + 5 console.log(zNumber); // 455

Выше в обоих случая к переменной xNumber применяется операция сложения (+). Но в первом случае xNumber представляет число, поэтому результатом операции xNumber + 5 будет число 50.

Во втором случае xNumber представляет строку. Но операция сложения между строкой и числом 5 невозможна. Поэтому число 5 будет преобразовываться к строке, и будет происходить операция объединения строк. И результатом выражения xNumber + 5 будет стока "455".

Оператор typeof

С помощью оператора typeof можно получить тип переменной:

Var name = "Tom"; console.log(typeof name); // string var income = 45.8; console.log(typeof income); // number var isEnabled = true; console.log(typeof isEnabled); // boolean var undefVariable; console.log(typeof undefVariable); // undefined

Для создания имён переменных в JavaScript установлены правила синтаксиса:

  • Для имён переменных используются символы: a-z, A-Z, цифры, символ $, символ знак подчёркивания (_).
  • Имя переменной не может начинаться с цифры.
  • JavaScript чувствителен к регистру, об этом нужно помнить при программировании. itcounter и itC ounter - это разные переменные.
  • В JavaScript нет ограничений на длину имени переменной.

Примеры правильных имён переменных:

  • itcounter
  • $_itcounter
  • it_counter

Ошибочные имена переменных:

  • 9room
  • it-counter
  • #itcounter
  • &itcounter

Переменные объявляются командой var .

В переменных можно хранить строки и числа. На самом деле можно хранить и другие типы данных, но о них поговорим позже.

Строковые переменные

Чтобы записать в переменную строку нужно её значение заключить в кавычки, двойные или одинарные.

Var $stroka_1 = "Привет!"; var $stroka_2 = "Осторожно!";

В строку, созданную одинарной кавычкой, можно включить двойную кавычку и наоборот.

Var $stroka_1 = ""Привет!" - это приветствие."; var $stroka_2 = ""Осторожно!" - это предупреждение."; document.write($stroka_1); document.write("

Чтобы вывести кавычку того же типа, её нужно экранировать символом обратного слэша. Всё просто:


"); document.write($stroka_2);

Значения переменных можно присваивать другим переменным:

Var $stroka_1 = "\"Привет!\" - это приветствие."; var $stroka_2 = "\"Осторожно!\" - это предупреждение."; document.write($stroka_1); document.write("
"); document.write($stroka_2); $stroka_2 = $stroka_1; document.write("
"); document.write($stroka_2);

В этом примере мы сначала в переменную $stroka_2 присвоили одно строковое значение, но потом присвоили ей значение переменной $stroka_1.

Объединение строк

Очень часто нужно объединить несколько строк в одну. Например, наш последний пример слишком громоздкий.

Объединение (конкатенация) строк в JavaScript осуществляется с помощью знака + .

Для вывода на экран 2 строковых переменных разделённых тегом
переменных можно использовать одну команду document.write() .

Var $stroka_1 = ""Привет!" - это приветствие."; var $stroka_2 = ""Осторожно!" - это предупреждение."; document.write($stroka_1 + "
" + $stroka_2);

Оператор конкатенации + также можно использовать в переменных:

Var $stroka_1 = ""Привет!" - это приветствие."; var $stroka_2 = ""Осторожно!" - это предупреждение."; var $stroka_3 = $stroka_1 + "
" + $stroka_2; document.write($stroka_3);

Числовые переменные

Чтобы создать числовую переменную нужно просто присвоить ей числовое значение.

Var $count_1 = 23; var $count_2 = 10.34; document.write($count_1 - $count_2);

Теперь другой пример:

Var $count_1 = 23; // Числовая переменная. var $stroka_1 = "57"; // Строковая переменная. document.write($stroka_1 + $count_1);

Видите, значение переменной $stroka_1 взято в кавычки, значит это текстовая переменная. Потом мы складываем текстовую и числовую переменную и получаем строку "5723", так работает JavaScript в таких случаях - превращает число в строку и добавляет к суммируемой строке.

Булевы переменные

Есть такой тип переменных - булевы. Всё просто, тут только два значения: истина и ложь, то есть true (истина) и false (ложь).

Этот тип данных используется в операциях сравнения. Вот простые примеры:

  • 9 > 1 - это истина.
  • 2 > 5 - это ложь.
var $count = 2

Теперь попробуем подставить булевы значения в арифметические действия. Суммируем две операции сравнения:

Var $count = (3 > 2) + (4 > 2); document.write($count);

Эта странная запись, я знаю. Но переменная $count будет равна 2. В математическом контексе значение true = 1, а значение false = 0.

Операции сравнения используются в часто применяемой инструкции if в JavaScript. Слово if по английски значит - если.

Var $count = 100; if ($count == 100) document.write("Переменная $count равна 100.");

В данном примере сообщение будет выведено на экран, так как условие инструкции if ($count == 100) равно истине (true). Если изменить значение переменной $count на 99, то условие ($count == 100) станет равно false (ложь) и на экран ничего не выведется.

Простые типы переменных

В JavaScript переменные классифицируются на несколько типов. Строковой, числовой и булевый (логический) типы мы уже рассмотрели. Вот более широкий список простых типов:

  • string - строковая переменная.
  • number - числовая переменная.
  • boolean - булева переменная.
  • null - специальное значение «ничто».
  • undefined - тип «значение не присвоено».

Значение переменной null образует свой отдельный тип null, состоящий из единствено возможного значения null. null - это специальное значение, которое имеет смысл «ничего» или «значение неизвестно».

Var $price = null; // это значит что цена не известна.

В JavaScript можно узнать тип переменных при помощи инструкции typeof .

Var $count; document.write(typeof $count + "
"); var $count = true; document.write(typeof $count + "
"); var $count = "true"; document.write(typeof $count + "
"); var $count = 100; document.write(typeof $count + "
"); var $count = null; document.write(typeof $count + "
");

Синтаксис инструкции typeof может быть таким:

  • typeof $count
  • typeof($count)

Итак, запустите код из последнего примера и посмотрите на результат. Тип переменной null будет object. Этот ошибка в языке, и она, вероятно, никогда не будет исправлена из-за необходимости сохранения совместимости уже написаных JavaScript сценариев с новыми версиями языка.

Тип object - это уже не примитивный тип, о нём мы будем говорить в других уроках.

JavaScript или JS (сокращенно) не простой язык и начинающие разработчики узнают об этом не сразу. По началу они узнают азы и все кажется красочным и прекрасным. Заходя чуть глубже, появляются JavaScript массивы, объекты, callback’и и все подобное, что часто выносит мозг.

В JavaScript важно правильно проверять тип переменной. Допустим вы хотите узнать является ли переменная массивом или объектом? Как это правильно проверить? В этом конкретном случае, есть хитрости во время проверки и именно о них будет эта запись. Давайте сразу приступим.

Проверка типа переменной

Например вам нужно проверить является переменная объектом, массивом, строкой или числом. Для этого можно использовать typeof , но она не всегда выдаст правду и в примере ниже я покажу почему.

Этот пример я написал, чтобы наглядно показать, почему typeof не всегда правильный выбор.

Var _comparison = { string: "строка", int: 99, float: 13.555, object: {hello: "привет"}, array: new Array(1, 2, 3) }; // Вернет массив с ключами объекта var _objKeys = Object.keys(_comparison); for(var i = 0; i

ПК